Причиненный вред от открытия двери авто не возместят по ОСАГО

Пленум Верховного суда готовит постановление по автомобильному страхованию
Верховный суд готовит пояснения по применению законодательства, связанные с автомобильным страхованием/ Евгений Разумный / Ведомости

Пленум Верховного суда (ВС) РФ начал обсуждение проекта постановления «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». 18 октября пленум рассмотрел его и отправил на доработку. Как пояснил «Ведомостям» представитель суда, это связано с тем, что «были представлены материалы, требующие доработки и дополнительного обсуждения на следующем пленуме».

Это первое решение в сфере применения ОСАГО с 2017 г. «На сегодняшний день ряд постановлений действующих положений пленума утратили свою актуальность. Часть правовых позиций требует уточнения. Кроме того, в судебной практике накопились новые вопросы, требующие разъяснений ВС», – заявил судья ВС Андрей Марьин в ходе обсуждения проекта. По его словам, частично правовые позиции перекочевали из прошлых постановлений 2015 и 2017 гг., но добавились и новые вопросы. В документе 140 пунктов и 15 тематических разделов, включая два новых – о возмещении вреда лицом, застраховавшим свою ответственность, и об исковой давности.

Согласно нынешней редакции проекта, повреждение в результате открытия двери припаркованного автомобиля не считается страховым случаем, который требует возмещения средств по договору ОСАГО. Уточняется, что страховой случай наступает непосредственно при использовании транспортного средства, т. е. при движении на дорогах, во дворах, на парковках и других территориях.

ВС напоминает, что под использованием транспортного средства следует понимать не только его передвижение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства как источника повышенной опасности. «Применительно к закону об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация, связанная с движением в пределах дорог, на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях», – подчеркивает суд. Например, во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также на любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения или проезда.

Ситуация, когда страдает транспортное средство, которое не находилось в движении, достаточно распространена, сказал «Ведомостям» президент коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин. «Потому что страховая компания возмещает компенсацию – вред в результате ДТП, а признаков ДТП здесь нет, потому что ДТП – это событие, возникшее во время движения транспортных средств с их участием», – сказал он.

В новом проекте пленума написано, что потерпевший имеет право потребовать от страховщика полную сумму убытков, если ремонт не проведен или проведен плохо по вине последнего. Предел суммы составляет 400 000 руб. и не учитывает износ автомобиля.

При этом вред, причиненный эксплуатацией оборудования, установленного на транспортном средстве, и непосредственно не связанный с участием автомобиля в дорожном движении, а также в результате открытия двери припаркованного транспортного средства «не относится к случаям причинения вреда собственно транспортным средством», говорится в тексте проекта. В качестве примера ВС перечислил некоторые возможные случаи: опорно-поворотным устройством автокрана, бетономешалкой, разгрузочными механизмами, стрелой манипулятора или рекламной конструкцией на автомобиле.

Судом перечислены убытки, причиненные в результате повреждения транспортного средства, которые страховщик обязан возместить по ОСАГО. Среди них, в частности, восстановительные и иные расходы, обусловленные наступлением страхового случая. Речь идет, например, о расходах на эвакуацию автомобиля с места ДТП, его хранение, доставку потерпевшего в больницу, стоимость работ по восстановлению дорожного знака и т. д.