Госдума запретит рекламу иноагентов и продвижение на их ресурсах

Депутаты обещают рассмотреть межфракционные поправки в приоритетном порядке
Пресс-служба Госдумы

Иноагентам запретят размещать на своих сайтах и в соцсетях рекламу. Также будет введен запрет на рекламирование информационных ресурсов иноагентов в СМИ. Соответствующий законопроект внесли в Госдуму, с содержанием документа ознакомились «Ведомости». Законопроект будет рассмотрен в приоритетном порядке, отметил спикер нижней палаты Вячеслав Володин. Среди других соавторов инициативы – лидеры думских фракций, а также председатели комитетов по обороне и безопасности Андрей Картаполов и Василий Пискарев.

По данным Минюста, в 2023 г. более 200 российских физлиц и юрлиц разместили рекламу своих товаров и услуг на каналах иноагентов – это приносит доход и обогащает иноагентов, говорится в пояснительной записке к проекту. Для противодействия такому «скрытому иностранному вмешательству во внутриполитические дела государства и подготовлен этот законопроект», объяснили авторы инициативы.

В Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) содержится информация о размещении на интернет-площадках 15 иноагентов, сообщил представитель Роскомнадзора (оператор ЕРИРа). В совокупности они в 2023 г. заработали на публикации рекламы порядка 133 млн руб.

Рекламодателями в основном выступают компании, работающие в сферах дополнительного образования, визовых услуг и оформления гражданства других стран. Кроме того, в Роскомнадзор также поступила информация о том, что у иноагентов рекламируют юридические, медицинские и туристические услуги, услуги психологов и продажи цветочной продукции. Всего в ЕРИРе за 2023 г. учтена информация о рекламе на 563 млрд руб.

Доходы у ряда иноагентов падают, писали «Ведомости» 21 марта 2023 г. Впрочем, они составляют порядка 1% от всего российского рынка инфлюенс-маркетинга, оценивает сооснователь Ассоциации блогеров и агентств (АБА; является СРО) Максим Перлин.

Что происходит с доходами иноагентов

Доходы Моргенштерна (признан Минюстом иноагентом в России 6 мая 2022 г.) от рекламных интеграций по итогам 2022 г. сократились на 80% до 24,9 млн руб., говорилось в результатах исследования АБА. Падение доходов от рекламных интеграций было зафиксировано еще у трех блогеров-иноагентов. У телеведущей Татьяны Лазаревой (признана Минюстом иноагентом в России 22 июля 2022 г.) они снизились на 58% до 500 000 руб., у публициста Евгения Понасенкова (признан Минюстом иноагентом в России 1 апреля 2022 г.) – на 58% до 1,7 млн руб., у политолога Екатерины Шульман (признана Минюстом иноагентом в России 15 апреля 2022 г.) – на 28,5% до 9 млн руб.
Но шесть блогеров-иноагентов из топ-10 в 2022 г. увеличили свои доходы от рекламных интеграций. Самый большой рост был зафиксирован у журналиста Екатерины Гордеевой (признана Минюстом иноагентом в России 2 сентября 2022 г.) – в 2,7 раза до 25,5 млн руб. Рекламные доходы также выросли у кинокритика Антона Долина (признан Минюстом иноагентом в России 14 октября 2022 г.) – на 91% до 13 млн руб., журналиста Юрия Дудя (признан Минюстом иноагентом в России 15 апреля 2022 г.) – на 75% до 139,2 млн руб., телеведущего Михаила Шаца (признан Минюстом иноагентом в России 2 сентября 2022 г.) – на 44% до 8,2 млн руб., политтехнолога Максима Каца (признан Минюстом иноагентом в России 22 июля 2022 г.) – на 24% до 72,7 млн руб., журналиста Алексея Пивоварова (признан Минюстом иноагентом в России 3 июня 2022 г.) – на 12,7% до 267,3 млн руб.

Рынок инфлюенс-маркетинга и нативной рекламы, по оценке Ассоциации развития интерактивной рекламы, в 2022 г. составил 12 млрд руб. По данным АБА, он вырос на 5% к 2021 г. и достиг 15,75 млрд руб. Данные за 2023 г. пока не были представлены. Преимущественно рекламу у иноагентов размещают иностранные компании, из российских рекламодателей такой инвентарь на текущий момент интересен онлайн-школам, говорит Перлин.

«Большие компании и ранее обходили ресурсы иноагентов стороной, опасаясь негативного исхода для репутации их брендов», – говорит руководитель отдела маркетинга в социальных медиа OMD OM Group Анна Козырева. Адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнеры», соавтор закона «О СМИ» (1991 г.) Владимир Энтин считает, что задача инициативы – сделать «максимально опасным» размещение у иноагентов для рекламодателей, которые находятся в пределах российской юрисдикции. Но физлица и юрлица, зарегистрированные в зарубежных странах, не будут подпадать под действие законопроекта, говорит он: «Вероятно, в такой ситуации на ресурсах иноагентов может произойти всплеск рекламных размещений иностранных компаний».

Как звучат поправки

Депутаты предлагают внести изменения в закон о рекламе, дополнив ст. 5 поправкой о том, что распространение рекламы на информационных каналах иноагентов не допускается. Также будет запрещено рекламировать и сами соцсети, и сайты иноагентов (поправки вносятся в ст. 7). Аналогичная норма дополнит и закон о СМИ (ст. 4). На иноагентов будут распространяться ограничения и запреты, предусмотренные законом о рекламе (изменения вносятся в ст. 11 закона об иноагентах).

Володин анонсировал инициативу 10 февраля: «Люди возмущены – блогеры, действующие в интересах недружественных государств и льющие грязь на нашу страну, по-прежнему зарабатывают деньги на наших гражданах, на отечественных компаниях». Парламентарии, по словам спикера, считают необходимым лишить иноагентов всех источников доходов в России, а для нарушающих запрет стоит предусмотреть строгие меры ответственности. В актуальной редакции проекта варианты возможной ответственности не прописаны.

Законопроект лишь подтверждает то, что иностранные агенты постепенно превращаются в своеобразную юридическую «касту неприкасаемых», отмечает старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин: «Поскольку любое взаимодействие с ними может повлечь за собой прямые правовые риски для любого контрагента».