Нарушения при выполнении гособоронзаказа выявлены на самарских авиазаводах

Самарская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в 2012 г. вынесла 12 представлений о нарушениях в адрес руководителей предприятий, работающих по гособоронзаказам, в том числе ОАО "Кузнецов" и ОАО "Авиакор - авиационный завод", сообщил прокурор Владимир Миронов на пресс-конференции в пятницу.

"Мы отслеживаем три главных момента: обеспечение качества выпускаемой продукции, соблюдение цен, которые заказчик обозначил на продукцию, и сроков исполнения заказа. В 2012 г. два предприятия получали рекламации по некачественной, бракованной продукции - это ОАО "Гидроавтоматика" и ОАО "Кузнецов", - сообщил прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.

При этом он отметил, что если ОАО "Гидроавтоматика" является исполнителем второго уровня и производит не очень сложные детали, то ОАО "Кузнецов" работает в чистом виде на оборону - в частности, ремонтирует авиационные двигатели НК 12-МП.

"Здесь сложно выявить брак и установить виновника. Потому что само производство двигателя занимает около 6-8 месяцев, ремонт - около 4 месяцев. Потом он устанавливается на самолет, идут испытания, затем начинается эксплуатация. Какой-то брак выявляется в период летной эксплуатации, и с момента ремонта до выявления брака проходит не менее пяти лет", - рассказал Миронов.

Тем не менее, подчеркнул он, двигатели, которые возвращаются заказчиком, разбираются, дефектуются, составляются отчеты о причинах брака.

"Что касается сроков изготовления оборонной продукции, то они нарушаются часто и многими предприятиями. В 2012 г. по срокам отличилось ОАО "Авиакор - авиационный завод". Например, по заказу для Минобороны в 2008 г. был заключен договор на производство нескольких самолетов Ту-154 с готовностью в 2010 г. В 2010 г. данные самолеты сделаны не были. Один был сдан летом 2012 г., второй – в конце 2012 г. А сумма заказа приличная - около 1,2 млрд руб.", - сказал прокурор.

Он добавил, что "Авиакор" также просрочил на год сдачу самолета Ан-140 по контракту для Минобороны.

"Очень серьезный прокол был допущен при ремонте самолета Ту-154 для МВД. Самолет должен был быть готов в ноябре 2011 г., но до сих пор еще не сдан заказчику. Как объясняет руководство предприятия, причина в том, что заказчик захотел вдруг изменить конфигурацию и интерьер салона, поэтому сроки были нарушены. Здесь проявляется определенное лукавство, потому что львиная доля вины за просрочку исполнения данного заказа лежит, конечно, на предприятии", - подчеркнул Миронов.

"Что касается изменения цены контрактов по инициативе исполнителя - это редчайшие факты. За всю историю я помню два таких факта. Один был в 2010 г., второй в 2012 г. Опять же на ОАО "Авиакор", - сказал Миронов. По данным прокуратуры, при изготовлении самолета Ан-140 в калькуляцию было включено 11 определенных деталей вместо одной такой детали. Таким образом, цена по контракту завысилась приблизительно на 2 млн руб.

"Предприятие объяснило нарушение бухгалтерской ошибкой. Оно было устранено. Лишние детали из списка исключены", - сказал Миронов.

По его словам, на сегодня только одно оборонное предприятие Самарской области - ЗАО "Рейд-1" - имеет долг перед сотрудниками в размере 30 млн руб., предприятие в настоящий момент находится в стадии внешнего управления.