Наступил сентябрь, а значит, Федеральная налоговая служба в автоматическом режиме получит информацию из иностранных налоговых органов о счетах, открытых российскими резидентами в зарубежных банках, о счетах контролируемых ими иностранных компаний. Какие обязанности установлены российским законодательством для таких лиц в части представления соответствующих сведений в налоговые органы и в части налогообложения, какая ответственность может последовать за нарушения разбираемся вместе с Полежаровой Людмилой Владимировной, д.э.н., доцентом, профессором Кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве РФ.
В случае, когда валютные резиденты России открывают счет в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, им необходимо в течение месяца со дня открытия счета уведомить налоговый орган по месту нахождения (жительства) в России об этом факте. Уведомление подается по установленной форме, а сама обязанность и порядок взаимодействия с налоговым органом установлены, соответственно, законодательством о валютном регулировании и валютном контроле и принятым в его исполнение постановлением Правительства Российской Федерации. До 1 июня следующего года необходимо представить в налоговую инспекцию отчет о движении денежных средств на зарубежном банковском счете, приложив подтверждающие документы в инициативном порядке, либо по требованию налоговой. Остатки денежных средств на банковском счете и их движение в течение года (сумма поступлений и списаний) сами по себе объектами налогообложения не являются, а будут рассматриваться налоговым органом при анализе декларируемых резидентом доходов. За непредставление уведомления и отчета, представление с нарушением сроков, указание недостоверной информации на резидента будет наложен административный штраф. За нарушение порядка зачисления средств на зарубежный счет, установленного законодательством о валютном регулировании и валютном контроле, будет наложена административная ответственность, и все средства на счете могут быть взысканы в пользу казны.
От представления отчета о движении денежных средств на зарубежных счетах освобождены физические лица - резиденты, имеющие счета (вклады), открытые в зарубежном банке или иной организации финансового рынка, расположенных на территории государства - члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией. Дополнительным условием освобождения является требование, что общая сумма денежных средств, зачисленных на данный счет (вклад) или списанных со счета (вклада) за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей. Если остаток денежных средств на указанном счете (вкладе) по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей, а также если в течение отчетного года зачисление денежных средств на счет (вклад) не осуществлялось, то это также является дополнительным условием освобождения.
Перечень государств и территорий, с которыми осуществляется автоматический обмен налоговой информацией и с которыми – нет, регулярно формируется и публикуется ФНС России в открытых источниках.
Отчет не представляется и в случаях, когда переводы денежных средств осуществляются без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, по тому электронному средству платежа. Условие - общая сумма средств, зачисленных на такое электронное средство платежа, за отчетный год не превышает сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 000 рублей, или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей.
В случае, если российские налоговые резиденты являются участниками иностранных компаний, они подают Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) (далее – Уведомление об участии) с использованием, при необходимости, документов, подтверждающих указанную в документе информацию.
Уведомление об участии представляется российскими налоговым резидентами, в случае если доля их участия в иностранной организации превышает 10 процентов. Уведомление об участии представляется также в случае, если указанные лица являются учредителями иностранной структуры без образования юридического лица или осуществляют контроль над данной иностранной структурой или являются лицами, имеющими фактическое право на доход такой иностранной структуры в случае его распределения.
Уведомление об участии составляется по установленной форме и подается не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения) в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства). Крупнейшие налогоплательщики подают Уведомление об участии в налоговый орган по месту своего учета в качестве крупнейших.
Неправомерное непредставление в установленный срок Уведомления об участии или представление его с недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.
Полежарова Людмила Владимировна, д.э.н., доцент, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, разъясняет также, что в дальнейшем у таких лиц, если они признаются контролирующими лицами, возникает обязанность представлять Уведомление о контролируемых иностранных компаниях (далее – Уведомление о КИК).
Контролируемой иностранной компанией в Налоговом кодексе РФ признается организация или структура без образования юридического лица, не являющаяся налоговым резидентом России, но им контролируемая в силу участия в капитале или в управлении. Контролирующие лица - это физические лица - российские налоговые резиденты, владеющие более чем 25% в капитале иностранной компании, а также физические лица - российские налоговые резиденты, которые совместно с супругами и несовершеннолетними детьми владеют более чем 10% в капитале иностранной компании, при условии, что сама эта иностранная компания принадлежит более чем на половину (50%) налоговым резидентам России. В отношении организаций – налоговых резидентов России действует аналогичная норма.
Контролирующим лицом также признается лицо, не имеющее доли участия в КИК, но при этом осуществляющее контроль над такой КИК в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей, оказывает или может оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой КИК в отношении распределения полученной прибыли.
Если участие лица в иностранной организации реализовано исключительно через прямое или косвенное участие в одной или нескольких российских публичных компаниях, такое лицо не является контролирующим иностранную организацию.
Уведомление о КИК организациям необходимо представить в срок не позднее 20 марта года, а физическим лицам – не позднее, соответственно, 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК в целях налогообложения в России.
В остальном порядок и формы его представления аналогичны порядку представления Уведомления об участии.
В случае, если налогоплательщик не направил в налоговый орган Уведомление о КИК, при наличии у налогового органа информации о его контроле над КИК, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств, налоговый орган направит этому налогоплательщику требование представить Уведомление о КИК в течение не менее тридцати дней с даты получения указанного требования.
Налогоплательщик до истечения срока представления Уведомления о КИК вправе представить в налоговую пояснения относительно фактов, изложенных в требовании, свидетельствующие об отсутствии оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом, с одновременным представлением документов (при их наличии), подтверждающих изложенные пояснения. Налогоплательщик вправе также представить в налоговую одновременно с Уведомлением о КИК соответствующие пояснения или документы, подтверждающие, что ему не было известно о том, что в календарном году, за который не было представлено Уведомление о КИК, доля участия в иностранной организации всех лиц, признаваемых российскими налоговыми резидентами, составляла более 50 процентов.
За неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган Уведомления о КИК за календарный год или представление Уведомления о КИК, содержащего недостоверные сведения, налогоплательщик привлекается к взысканию штрафа в размере 500 000 рублей по каждой такой КИК, поясняет Полежарова Людмила Владимировна, д.э.н., доцент, профессор Финансового университета при Правительстве РФ.
Прибыль КИК приравнивается к прибыли организации (доходу физических лиц), признаваемых контролирующими лицами этой КИК, и учитывается при определении их налоговой базы, соответственно, по налогу на прибыль организаций или НДФЛ в доле, пропорциональной доле участия этого лица в КИК.
Налогоплательщик - контролирующее лицо представляет налоговую декларацию по соответствующему налогу с приложением финансовой отчетности КИК за период, прибыль за который учтена при определении налоговой базы по налогу. А в случае отсутствия финансовой отчетности - с приложением иных документов. Должно быть также представлено аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.
Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли КИК влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении, подлежащей включению в налоговую базу прибыли КИК, но не менее 100 000 рублей.
Непредставление налоговому органу в установленный срок документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 500 000 рублей.