Эксперты поделились с предпринимателями нюансами подготовки отчетности за нынешний год

В Московской торгово-промышленной палате состоялся семинар на тему «Подготовка отчетности за 2025 год: акценты, ошибки, нововведения», организованный Комитетом МТПП по вопросам финансово-хозяйственной деятельности и практике бухгалтерского учета.

«Я считаю, что самый лучший помощник бизнеса – это качественная отчетность, на основании которой руководители компании могут быстро и качественно принимать управленческие решения, – отметила, открывая семинар, его модератор – председатель Комитета МТПП по вопросам финансово-хозяйственной деятельности и практики бухгалтерского учета, управляющий партнер консалтинговой компании АО «ГРУППА БАЛАНС» Елена Межуева. – Сегодняшний мир настолько переменчив, нас окружает настолько много разной информации, как позитивной, так и негативной, что опору и стабильность для бизнеса нужно искать внутри бизнеса – а для этого нужны четкие цифры. Последние годы роль бухгалтерской отчетности возрастает: развивается финансовый рынок, появляются инвесторы, новые финансовые институты, банки, собственники больше анализируют отчетность. Произошел перелом – действительно появилось уважение к роли и значению бухгалтерской отчетности, особенно если ее достоверность подтверждена аудиторами. Сегодня мы со всех сторон посмотрим, что изменилось, как лучше подготовить качественную отчетность, затронем самые разные аспекты этого процесса».

Руководитель департамента аудита АО «Донаудит» Марина Шенкаренко выступила с докладом на тему «ФСБУ 4/2023 “Бухгалтерская (финансовая) отчетность”: важные аспекты раскрытия информации». Она остановилась на основных положениях данного ФСБУ, разъяснив, что входит в состав годовой бухотчетности. Далее спикер рассказала, что такое промежуточная, а также упрощенная бухотчетности, каковы условия их достоверности, представила состав и содержание раскрываемой в ней информации. Затем Марина Шенкаренко рассказала о новой формулировке, связанной с составлением отчетности в соответствии с федеральными и отраслевыми стандартами, а также о составе и содержании информации, раскрываемой в пояснениях, приведя соответствующие примеры. Она подробно остановилась на основных аспектах подготовки пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, разъяснила принципы раскрытия информации о связанных сторонах и операциях с ними, а также информации о размерах награждений, выплачиваемых основному управленческому персоналу, сопроводив свои разъяснения соответствующими примерами.

Заместитель исполнительного директора АО «Донаудит» Екатерина Воронкина посвятила свой доклад основным ошибкам в бухгалтерской отчетности, выявляемым аудиторами в ходе проверок. Это, в частности, замечания, связанные с применением ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», начислением резервов, признанием премий, льгот, бонусов в себестоимости запасов, расчетом отложенных налоговых активов и обязательств и т.д. Свои объяснения спикер сопровождала практическими примерами. Далее она обратила особое внимание на то, что на бухгалтеров распространяются все требования Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и раскрыла некоторые из них. Завершая выступление, Екатерина Воронкина подчеркнула, что достоверная отчетность, подкрепленная аудитом, дает компании много преимуществ.

Руководитель отдела банковского аудита АО «Донаудит» Сергей Тихонов выступил на тему «Отчетность банков: актуальные изменения в 2025 году и особенности составления. Требования ЦБРФ к раскрытию банками отчетности и информации в 2025 году». Он описал современное состояние банковской отрасли в России, отметив, что она перешла от фазы рекордной прибыли к более сдержанной динамике. По его словам, с нынешнего года Банк России внес масштабные изменения в банковскую отчетность – спикер подробно рассказал, чего они касаются, а также обратил внимание слушателей на ошибки, с которыми чаще всего сталкиваются аудиторы при проверках банков. Далее Сергей Тихонов рассмотрел в своем выступлении требования ЦБ по раскрытию банками отчетности и информации в 2025 году с учетом западных санкций, а также рассказал об активном использовании искусственного интеллекта в работе банковского сектора.

Эксперт по МСФО АО «ГРУППА БАЛАНС» Юлия Лапицкая рассказала участникам мероприятия о ключевых изменениях и нововведениях в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). Она подробно ознакомила слушателей с целями и задачами отчетности МСФО, сделала обзор выпущенных поправок и текущих проектов Совета по МСФО, которые будут введены в начале 2026-27 годов.

Руководитель проектов инвентаризации АО «ГРУППА БАЛАНС» Леонид Шамин выступил на тему «Инвентаризация без стресса: чек-лист для новичков». Он напомнил, что «инвентаризация остается главным инструментом контроля активов организации и напрямую влияет на составление бухгалтерских отчетов», рассказал, как она проводится и что должно отражаться в итоговом документе. Спикер также разъяснил, как готовится справочник номенклатуры, для чего нужна маркировка, соответствующая учетной системе, как именно должно содержаться имущество на складе организации. Отдельный блок выступления он посвятил процессам автоматизации, а также значению привлечения к инвентаризации аудиторов.

Главный бухгалтер ООО ТПК «Вартон» Светлана Загородных выступила с докладом на тему «Опыт клиента. Роль отчётности для пользователей: членов совета директоров, акционеров, собственников. Анализ модели ROIС». Она напомнила, что «бухгалтерская отчетность – это не только формальная часть аудита, но и фундамент для принятия управленческих решений», и рассказала о показателе ROIС (рентабельность инвестируемого капитала), объяснив, какие данные используются для его расчета. Далее спикер на примере показала его применение на практике, подробно проанализировала полученные результаты, а также привела прогноз ROIC на 2026-2028 годы.

Главный бухгалтер ООО «Ся холдинг» Ирина Горошанская сделала доклад на тему «Опыт клиента. Успешный проект по автоматизации и выстраиванию процессов деятельности торговой организации в условиях параллельного импорта». Она подробно рассказала о реализации этого проекта, стартовавшего в сентябре 2023 года (от стадии размещения заказа до стадии готовности товара к погрузке и передаче его заказчику, осветив при этом и весь документооборот), и прокомментировала его итоги, сделав при этом весьма неожиданные выводы.

Председатель Совета Фонда рационального природопользования, заместитель председателя Комитета МТПП по проблемам экологии и природопользования Владимир Аленцин выступил на тему «Отходы, экологический сбор, учёт и списание драгоценных металлов: практические экологические решения». Он сделал обзор типовых экологических требований, предъявляемых к организациям, рассказал об экологических обязанностях субъектов экономической деятельности (паспортизация отходов, декларация о воздействии на окружающую среду, программа повышения экологической эффективности и т.д.), отметив при этом противоречивость существующего законодательства в данной сфере. Далее спикер объяснил, кто платит за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), рассказал о сроках этой оплаты и способах ее минимизации, остановился на ответственности и обязанностях производителей и импортеров, проинформировал слушателей о проведении Правительством РФ эксперимента в отношении отдельных групп товаров. Последнюю часть выступления Владимир Аленцин посвятил драгоценным металлам в отходах и их учету организациями.

Начальник Управления разработки таблиц «затраты-выпуск» Федеральной службы государственной статистики Светлана Яковлева рассказала о подготовке и проведении единовременного федерального статистического наблюдения за затратами на производство и продажу продукции в 2026 году. Она объяснила, какую роль статистика играет в работе бухгалтера, предоставила ключевую информацию о федеральном статистическом наблюдении за затратами на производство и продажу продукции, сообщила, что Росстат предлагает бухгалтерам в этой сфере, какую поддержку готов оказать им на всех этапах работы и где можно получить соответствующую информацию. «Правительство и Минэкономразвития на основе таблиц Росстата решают массу экономических вопросов, которые непосредственно касаются бизнеса», – отметила она в заключение.

Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы

Другие пресс-релизы