Преимущества добросовестного поведения лиц при реализации ВЭД

Таможенный орган проводит таможенный контроль при обороте товаров в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Основополагающие статьи при обороте товаров— это статьи 310 и 311 Таможенного кодекса.

Пункт 8 статьи 310 гласит, что в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, которые находятся на таможенной территории Евразийского экономического союза. При наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию ЕАЭС или, находится на таможенной территории Евразийского экономического союза с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

Второе основное положение при данных обстоятельствах по вопросу – это статья 311 Таможенного кодекса, где описываются объекты таможенного контроля. При обороте товаров на территории ЕАЭС объектом таможенного контроля является в том числе товары, находящиеся на таможенной территории ЕАЭС. При наличии у таможенных органов информации о том, что товары ввезены на территорию ЕАЭС или находятся на таможенной территории ЕАЭС в нарушении порядка, установленного правом ЕАЭС и актов в сфере таможенного регулирования.

Выбор объектов таможенного контроля осуществляется на основе анализа информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов, по результатам собственной аналитической работы, в том числе с использованием сети интернет, информации, полученной в порядке взаимодействия от структурных подразделений таможенных органов, а также от государственных и иных контролирующих органов, в том числе и поступивших жалоб и заявлений с соблюдением, с соблюдением принципов выборочности объектов таможенного контроля и применением системы управления рисками. Выбор объектов таможенного контроля осуществляется по обращениям лиц, которые приобрели товары на таможенной территории ЕАЭС при наличии признаков незаконного воза.

Как отмечает Хоружий Валерий Иванович, профессор кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, лица вправе получить информацию о таможенном декларировании, о выпуске товаров на таможенной территории ЕАЭС в соответствии с административным регламентом по предоставлению государственной услуги о выпуске товаров.

Данный административный регламент утвержден приказом Министерства финансов 176 Н. Таким образом, при поступлении обращения лица, решение о проведении проверки в целях проверки факта выпуска товаров принимается только после всестороннего анализа информации и при наличии документального подтверждения установленных данных о признаках нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.

В определенных случаях может быть назначена выездная таможенная проверка. Она назначается на основании решения начальника таможенного органа, который будет проводить выездную таможенную проверку путем принятия решения о проведении выездной таможенной проверки.

В целях проверки факта выпуска товаров обнаруженных и получения дополнительной информации о проверяемом лице после вручения решения выставляется требование о предъявлении товаров и предоставлении документов или сведений при выездной таможенной проверке в соответствии со статьей 335 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Также необходимо отразить такую форму таможенного контроля, как таможенный осмотр помещений и территорий, который проводится на основании предписания на проведение такого осмотра помещений и территорий в целях установления сведений о товарах, находящихся во владении или пользовании проверяемого лица, И на основании статьи 340 в рамках таможенного осмотра помещений и территорий таможенные органы согласно статьи 340, запрашивают документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля.

При этом, необходимо обратить внимание, что исходя из положения статьи 340 таможенного кодекса, конкретный перечень запрашиваемых документов, сведений определяется с учетом обстоятельств приобретения товаров, индивидуальных характеристик товара, его предназначения, а также и по иным обстоятельствам. При необходимости в целях фиксации индивидуальных характеристик и пересчета товаров таможенным органом может проводиться такая форма таможенного контроля, как таможенный досмотр товаров, по результатам которого уполномоченным должностным лицом составляется акт таможенного досмотра в двух экземплярах, форма которого утверждена решением Комиссии таможенного союза номер 260.

Также в целях проверки факта выпуска товаров в ходе выездной таможенной проверки, проводится полный и всесторонний анализ документов, как представленных лицом по требованию таможенного органа, так и полученной информации от заинтересованных лиц с учетом сведений, содержащихся в информационных ресурсах таможенных органов. Данный анализ осуществляется путем сверки фактических сведений о товарах с данными, которые содержатся в коммерческих документах организации или проверяемого лица, также путем сверки данных, полученных от налоговых, банковских и иных государственных контролирующих органов и заинтересованных лиц с информацией, представленной проверяемым лицом и содержащейся в коммерческих документах. Для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом в отношении которых проводится выездная таможенная проверка и при наличии оснований статьи 233 федерального закона на проверяемые товары может быть наложен арест, либо произведено изъятие товаров и документов.

Валерий Иванович Хоружий, профессор кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, так же обращает внимание, что арест товара при выездной таможенной проверке производится на основании постановления о наложении ареста на товары. При этом лицу может быть предоставлено право пользования товаров по его заявлению. Что касается изъятия товаров или документов при выездной таможенной проверке, изъятие производится на основании постановления об изъятии в случае, когда у лица нет гарантии на то, что оно не распорядится товарами, например, путем отчуждения. Снятие ареста с товаров производится на основании постановления о снятии наложенного ареста.

В случае получения в ходе таможенного контроля информации о лице, осуществляющем ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, организации в информационных ресурсах Федеральной налоговой службы проводится последующий анализ сведений, содержащихся в информационных ресурсах таможенных органов на предмет установления факта таможенного декларирования проверяемых товаров указанным импортером, лицом, осуществляющим ввоз товара, либо в случае отсутствия сведений о таможенном декларировании и наличие у импортера солидарной обязанности по уплате таможенных платежей. Также при необходимости принимается решение о назначении таможенной экспертизы в ходе проведения выездной таможенной проверки в целях установления сведений о товарах и их дополнительных характеристиках.

В случае выявления в ходе проводимой выездной таможенной проверки достаточных данных, указывающих на наличие факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, таможенным органам прорабатывается вопрос об установлении солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин налогов в соответствии со статьей 56 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, как у перевозчиков, так и у лиц, которые незаконно переместили товары, а также лиц, осуществляющих незаконный ввоз и реализацию товаров.

При этом устанавливаются, документально подтверждаются факты того, что лица, осуществляющие незаконный ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза, знали или должны были знать о незаконности товаров, при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Данный вопрос тоже исследуется таможенным органом.

В случае установления в ходе таможенного контроля оснований для возникновения солидарной обязанности у лиц, осуществляющих незаконный ввоз товаров на территорию ЕС, которые на данный момент не являлись проверяемыми лицами, таможенным органам рассматривается вопрос о проведении отдельной формы таможенного контроля в целях последующего принятия решения в сфере таможенного дела и совершения действий по взысканию таможенных пошлин налогов.

По результатам таможенной проверки в соответствии со статьями 218 и 237 Федерального закона 289 о таможенном регулировании в Российской Федерации, на основании акта таможенной проверки принимаются соответствующие решения в сфере таможенного дела, такие как решение о признании товаров незаконно перемещенными через таможенную границу Евразийского экономического союза, а также возникновение солидарной обязанности по уплате таможенных платежей.

Необходимо отметить, что после вынесения решения по результатам таможенного контроля, исходя из положения 318 статьи федерального закона, лица вправе осуществить таможенное декларирование товаров уплатить таможенные платежи, а также предоставить документы таможенному органу о соблюдении запретов и ограничений.

Данные товары, признанные по решению таможенного органа о признании товаров незаконно перемещенными, данные товары подлежат изъятию и в случае таможенного декларирования в месячный срок, который установлен 318 статьей Федерального закона, изъятые товары возвращаются лицу, которое реализует право таможенного декларирования до истечения срока хранения изъятых товаров. В случае не реализации лицами права таможенного декларирования товаров, по истечении срока хранения изъятых товаров, в течении одного месяца такие товары обращаются в федеральную собственность на основании решения суда.

Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод, что при проведении таможенного контроля, исходя из практики работы таможенных органов, можно выделить основные преимущества добросовестного поведения при самостоятельном выявлении товаров, которые обнаружены без подтверждения факта таможенного декларирования.

К ним относятся:

- таможенное декларирование товара приобретаемого статус товара Евразийского экономического союза, которым лицо может пользоваться, владеть, и распоряжаться по праву полной собственности;

- возможность установления таможенным органом факта выпуска товаров;

- обращение в таможенный орган с заявлением при самостоятельном выявлении лицом факта незаконного перемещения и предоставлении полной информации о проверяемом товаре, возможно сокращение срока проведения таможенного контроля;

- возможное неприменение изъятия товаров, например, в случае обнаружения производственного оборудования, например, в рамках функционирования производственного предприятия, и другие.

Другие пресс-релизы