Малые города – большие возможности: как брендинг и туризм меняют экономику территорий

5 декабря в МТПП состоялась экспертная панельная сессия «Комплексное развитие малых городов и туристических кластеров: от инфраструктурных проектов к укреплению брендов территорий», участники которой обсудили комплексное развитие малых городов России.

«Комплексное развитие территории – это сейчас абсолютно новый тренд. Казалось бы, территория – это нечто нематериальное, такое же, как бренд. Но сегодня, по официальным данным, бренд добавляет от 20% до 40% к стоимости территории», – открыла мероприятие председатель Комитета МТПП по медиакоммуникациям бизнеса Рада Горшкова. Она пояснила: когда территория становится брендом, повышается её инвестпривлекательность, а следовательно, повышается туристический поток.

Директор по развитию рекламного агентства «Юнион Медиа Сервис», руководитель направления «Реклама» Комитета МТПП по медиакоммуникациям бизнеса Максим Шилов поделился опытом сотрудничества Комитета с администрациями малых городов и рассказал о туризме как драйвере развития экономики.

«Нам предрекают исчезновение 126 малых городов. И, действительно, тренд такой есть, потому что, куда бы мы ни приезжали (я за последние 3 года посетил 80 малых городов), везде идёт сокращение населения порядка 30%», – сообщил спикер. Главной причиной, помимо низких доходов, он назвал отсутствие «позитивной картины будущего у молодёжи». Хотя есть и положительные примеры: примерно 10% малых городов могут похвастаться прекрасными историческими центрами. В этой ситуации может помочь туризм. Однако, пока туристический потенциал малых городов мало востребован и сильно недооценён. Причиной такого положения дел, помимо недостатка финансирования, Максим Шилов считает отсутствие полноценной стратегии и видения развития территории на несколько лет вперёд. А туризм сегодня – это «комплексная история, которая предполагает создание комплексных экосистем, в которую бренд входит как платформа».

Руководитель проекта «Малые города большой Евразии» Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ, член Комитета по образованию и социальной политике ТПП РФ, вице-президент Истринской ТПП Антонина Ватолкина выступила с презентацией «Малые города Большой Евразии: инструменты и механизмы партнерства для устойчивого развития». «Надо разработать каталоги возможностей малых городов. У нас колоссальные возможности, потому что страна огромная, многонациональная и в отношении креативности и культурного разнообразия – это непаханое поле», – уверена Антонина Ватолкина.

О роли креативных индустрий в процессах комплексного развития малых городов и туристических кластеров рассказал председатель Гильдии креативных индустрий при МТПП, председатель Комитета по строительству и архитектуре Ассоциации «Деловой Центр экономического развития СНГ» Константин Авагимов.

Вице-президент МТПП по работе с предпринимательским сообществом Александр Крутов подчеркнул: «То, что на пространственную модель развития малых городов обращает внимание в том числе федеральная власть, – это достаточно хороший показатель того, что сообщество, граждане, горожане готовы к такого рода трансформациям. Важно также обращать внимание на то, как выстроены коммуникации. Готов ли деловой рельеф, который сложился в тех или иных малых городах, обладающих потенциалом для туристического развития, к привлечению и правильной интеграции финансов и интеграции интересов крупных игроков на этом рынке».

Председатель правления АНО «Национальный центр инноваций и опережающих решений» Георгий Бурлаков выступил на тему «Города смысла: как малые территории становятся точками роста России».

Комьюнити-директор сообщества «Связи решают» Анна Камалетдинова рассказала о городских сообществах как драйвере экономического роста и устойчивого развития территории.

Вице-президент Клуба Строителей, спикер и ведущий подкастов клуба Михаил Травков выступил на тему «Нетворкинг без воды: как сообщество строителей решает конкретные бизнес-задачи».

Участники мероприятия узнали, как комплексный подход к развитию малых городов способствует экономическому росту территорий, созданию комфортной среды для жителей и формированию привлекательного имиджа России как страны с уникальными туристическими возможностями.

Мероприятие проведено при поддержке Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы

Другие пресс-релизы