Потребителям больше нельзя навязывать дополнительные товары и услуги

С 1 сентября 2025 года вступили в силу изменения статьи 16 Федерального закона «О защите прав потребителей». Вводится новый пункт 3.1, согласно которому, дополнительные товары, работы, услуги, подразумевающие отдельную оплату, продаются исключительно с согласия потребителя.

Потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя, владельца агрегатора) возврата уплаченной денежной суммы за проданные без его согласия дополнительные товары (выполненные дополнительные работы, оказанные дополнительные услуги).

Запрещается навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату путем предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров (работ, услуг) приобрести дополнительные товары (работы, услуги) или заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено законом.

Требование потребителя о возврате денежной суммы за навязанные дополнительные товары (работы, услуги), аналогично, в случае приобретения без согласия потребителя дополнительные товары (выполненные/оказанные работы, услуги), подлежит удовлетворению в течение 3 дней со дня предъявления данного требования.

Юридическая клиника «Центр правовой поддержки» Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ разъясняет:

«Как это работает? Согласие потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) за плату оформляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) в письменной форме. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на продавца (исполнителя, владельца агрегатора).

Стоит отметить, что оказание дополнительных услуг (предоставление дополнительных товаров и т.д.) путем проставления автоматических отметок о согласии потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) или выражение продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) за потребителя такого согласия в ином виде либо формирование продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) условий, предполагающих изначальное согласие потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг), не допускается.

Суть нововведений в следующем:

устанавливается прямой запрет продавцам навязывать потребителям:

- продажу дополнительных товаров

- выполнение дополнительных работ

- оказание дополнительных услуг

Гульнара Флюровна Ручкина, профессор, декан Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ: «Потребители часто могли столкнуться с такой ситуацией, когда приобретение чего-либо, товаров или услуг сопровождается навязыванием дополнительных товаров или услуг под каким-либо предлогом, например, автомобиль на вторичном рынке продается, но в кредит, или же только с дополнительным оборудованием. Как отметил Председатель Правительства России Михаил Мишустин - главная цель защиты прав потребителей — это сохранение и материального, и морального благополучия людей, их здоровья, а еще это и очень серьезный стимул для бизнеса развиваться, повышать свою конкурентоспособность. И я полностью с этим согласна».

Кроме того, надо отметить, что в соответствии с ч.2.1 ст.14.8 КоАП РФ. Подобные действия со стороны продавца повлекут наложение на него административного штрафа в следующих размерах:

от 2 000 до 4 000 рублей – для должностных лиц организаций и ИП;

от 20 000 до 40 000 рублей – для организаций.

В случае, если потребитель направит продавцу требование о возврате денежной суммы, уплаченной за навязанный ему товар (работу, услугу), а продавец откажет в удовлетворении данного требования или не станет его рассматривать, то продавца могут привлечь к административной ответственности по ч.4.1 ст.14.8 КоАП РФ.

от 15 000 до 30 000 рублей – для должностных лиц организаций и ИП

от 100 000 до 300 000 рублей – для организаций.

Другие пресс-релизы