В РЖД хотят исключить Круговое депо из реестра объектов культурного наследия


РЖД ведет переговоры с Москомнаследием об исключении Кругового депо Николаевской железной дороги из ресстра объектов культурного наследия и намерено снести здание. Об этом в своем блоге написал глава РЖД Владимир Якунин.

"На сегодняшний день здание Кругового депо является новоделом, не имеющим культурной и исторической ценности. Но снести объект просто так мы не имеем права", - заявил глава РЖД.

По его словам, в связи с реализацией инвестиционного проекта строительства четвертого главного пути на участке Москва - Крюково Круговое депо решено снести. В РЖД считают, что здание депо формально относится к выявленным объектам культурного наследия, но по факту таковым не является. "Во-первых, контур здания был демонтирован еще в 60-е гг. прошлого века, оно было надстроено третьим этажом без проекта и учета архитектуры строительства. Внутренние помещения также неоднократно перепланировались. Ликвидированные конструктивные элементы привели к утрате архитектурного зодчества. Во-вторых, фасад со стороны Ленинградского вокзала укреплен подпорной стенкой из силикатного кирпича. Сохранить здание в первозданном облике невозможно - из-за повреждения поясного кольца стены здания будут разрушаться в дальнейшем, что влечет угрозу безопасности жизни и здоровья граждан и безопасности движения поездов", - отметил Якунин.

Ранее секретарь Общественной палаты Евгений Велихов обратился к мэру Москвы Сергею Собянину и президенту РЖД Владимиру Якунину с просьбой не допустить сноса Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги. «Убедительно просим Вас не допустить уничтожения уникального объекта отечественного культурного наследия и истории железнодорожного транспорта», — говорилось в письме.

Данное депо было поставлено на государственный учет в качестве выявленного памятника ещё в 1990-е гг., его ценность подтверждена официальным актом государственной историко-культурной экспертизы. Как заявляли представители общественного движения "Архнадзор", положительное заключение на проект строительства нового железнодорожного пути, в рамках которого планируется снос, было получено без предоставления в органы экспертизы информации о наличии на территории предполагаемого строительства охраняемого законом объекта культурного наследия и без объявления о проведении открытых публичных слушаний на этот счет. Таким образом, положительное заключение госэкспертизы на данный проект не может считаться законным.

Ранее в пресс-службе РЖД «Ведомостям» сообщали, что здание Кругового депо использовалось как завод по производству макетов и стендов для предприятий железной дороги. В 1990-е гг. завод «Макет» акционировался, тогда же было создано АООТ «Макет-М». В дальнейшем указанное здание многократно перепродавалось и в настоящее время является частной собственностью физического лица. Как пояснял начальник пресс-службы РЖД Дмитрий Перцев, на протяжении последних нескольких десятилетий здание Кругового депо перестраивалось и переоборудовалось, от первозданного облика паровозного депо сохранены отдельные элементы.

Здание Кругового депо построено в 50-х гг. XIX века по проекту выдающегося русского зодчего К. А. Тона. Это одно из первых подобных сооружений в мире, которое послужило образцом для строительства подобных депо в других странах. В США, Германии, Венгрии аналогичные здания отреставрированы, музеефицированы и служат популярными туристическими объектами, отмечали в «Архнадзоре».