ЦЕРН прекратит сотрудничество с российскими учеными 30 ноября

Это повредит как российской, так и международной науке, считают эксперты
EPA / ТАСС

Европейская организация по ядерным исследованиям (CERN, или ЦЕРН) прекратит сотрудничество примерно с 500 российскими специалистами, заявил официальный представитель организации Арно Марсолье. Соглашение перестанет действовать с 30 ноября 2024 г. «На данный момент у нас менее 500 пользователей, которые все еще связаны с какой-либо российской организацией, большинство из которых не проживает в этом регионе [в Швейцарии]», – отметил он (цитата по «РИА Новости»).

Марсолье также напомнил, что ЦЕРН больше не получает никакого финансирования от России. 8 марта 2022 г. ЦЕРН приостановила для России статус наблюдателя из-за начала спецоперации на Украине. Этот статус означал, что РФ и так не платила взносы в бюджет организации, не могла голосовать в совете ЦЕРН, но могла участвовать в исследовательских проектах как финансами, так и оборудованием.

«Ведомости» отправили запросы в Курчатовский институт МИФИ и Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) с вопросом о том, принимали ли их специалисты участие в экспериментах ЦЕРН.

ЦЕРН была создана в 1953 г. Ее штаб-квартира находится в Женеве. ЦЕРН является крупнейшей в мире лабораторией физики высоких энергий. Ее крупнейшим проектом считается Большой адронный коллайдер (БАК). Это ускоритель заряженных частиц на встречных пучках, предназначенный для разгона протонов и тяжелых ионов и изучения продуктов их соударений. БАК является самой крупной экспериментальной установкой в мире.

В организацию входят европейские страны, а ряд государств имеет статус наблюдателей. В 2010 г. ЦЕРН решила дать неевропейским странам право на статус ассоциированного члена.

В настоящее время участниками ЦЕРН являются 23 государства. В 2012 г. Россия подала заявку на вступление в ЦЕРН в качестве ассоциированного участника, но отозвала ее в 2018 г.

27 марта 2023 г. ЦЕРН решила указывать российских и белорусских ученых без аффилиации с институтами обеих стран. 31 мая того же года директор ОИЯИ Григорий Трубников в интервью «Ведомостям» рассказал, что организация продолжает сотрудничать с ЦЕРН: от 30 до 70 специалистов ОИЯИ ежедневно находились в ЦЕРН. По словам Трубникова, советские и российские ученые с 1960-х гг. сотрудничали с организацией. «По факту соавторство, наш материальный и интеллектуальный вклад зачеркнуть невозможно. И ЦЕРН признает по многим своим экспериментам ключевой фактор участия России в своей деятельности – на уровне 10% от общего потенциала», – указывал он.

Член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией физики высоких энергий МФТИ Тагир Аушев пояснил «Ведомостям», что такие крупные проекты в области физики высоких энергий, как эксперименты ЦЕРН, не могут быть реализованы одной страной. Поэтому в них и были собраны научные группы с необходимыми компетенциями со всего мира. По словам Аушева, специалисты из России внесли значительный вклад в эксперименты ЦЕРН. «От этого решения ущерб, конечно, будет взаимный. Не скажу, что для нас это стало неожиданностью, последние два года все к этому шло», – пояснил он.

Мегасайенс в России

Мегасайенс-проекты – это сверхмощные научные комплексы для уникальных исследований в области физики, химии, медицины, материаловедения. В России магасайенс-проектами считаются, в частности, NICA (Nuclotron based Ion Collider fAcility), ускорительный комплекс на базе ОИЯИ, а также ПИК, с помощью которого изучаются нейтроны и их излучение. В Новосибирске также строится Сибирский кольцевой источник фотонов (СКИФ). Его основой является инжекционный комплекс (линейный ускоритель и бустерный синхротрон), основной накопитель и экспериментальные станции.

Решение об отказе в продлении сотрудничества было окончательно принято в декабре 2023 г. «Совсем резкого обрыва взаимодействия, надеюсь, не будет, сейчас обсуждается возможность нашим студентам и аспирантам доделать свои дипломы и диссертации. И ограничения коснутся только ученых с российскими и белорусскими аффилиациями. То есть наши соотечественники, работающие в зарубежных университетах, продолжат свою работу», – указал он. Ученый подчеркнул, что сейчас многим придется перестраиваться: либо искать позиции в зарубежных университетах, чтобы продолжить работу в ЦЕРН, либо менять эксперимент, ведь помимо церновских в мире есть и другие эксперименты: в России, Японии, Китае. Важно не потерять в этот момент огромный научный потенциал.

Многие решения, включая приостановку сотрудничества ЦЕРН с Россией, диктуются политиками, а не учеными, считает первый зампред думского комитета по науке и высшему образованию Александр Мажуга. По его словам, от разрыва научных связей пострадают ученые ЦЕРН. «Наши ученые вносили существенный вклад в развитие ядерной физики, а исследования, которые проводились, расширяли горизонты мировой науки. Это еще одно доказательство того, что наша страна выбрала правильный путь в создании собственных установок класса мегасайенс», – уточнил он.

Мажуга напомнил о коллайдере NICA в Дубне, а также реакторе ПИК в Гатчине. Иностранным коллегам стоит задуматься: действия ЦЕРН, направленные против российской науки, завтра могут затронуть и другие страны, заключил депутат.