Коротко и ясно: чем «Формула-1» привлекает зумеров

    Серия меняется ради молодой аудитории
    В стремлении завоевать и удержать молодую аудиторию «Формула-1» внедряет новые форматы гонок
    В стремлении завоевать и удержать молодую аудиторию «Формула-1» внедряет новые форматы гонок /Zuma / ТАСС

    В 2026 г. «Формулу-1» ждут крутые перемены: новый телеконтракт и технический регламент, способный изменить баланс сил в чемпионате. На фоне рекордного роста доходов и аудитории, который во многом обеспечили молодые зрители, руководство стремится закрепить успех. Глава «Формулы-1» Стефано Доменикали в последние месяцы обозначил ряд обсуждаемых серией нововведений, которые могут определить развитие проекта в ближайшие годы.

    Спринты и реверсивная решетка

    С момента прихода в «Формулу-1» в 2020 г. Доменикали стал главным проводником реформ, которые заметно изменили облик чемпионата. Бывший босс «Феррари» заменил Чейза Кэри и сразу предложил сделать гоночные выходные более динамичными, чтобы привлечь молодую аудиторию. Весной 2024 г. Доменикали продлил контракт до 2029-го и объявил о начале «второго этапа» своей работы – адаптации «Формулы-1» к новым зрительским привычкам и сокращающемуся вниманию аудитории.

    Первым шагом в перестройке формата стали спринт-гонки, появившиеся в 2021 г. Идея оказалась успешной: в сезоне-2025 число спринтов выросло с трех до шести, в следующем добавят еще три, а к 2027 г. обсуждается внедрение этого формата на 12 этапах. По словам Доменикали, переговоры с Международной автомобильной федерацией (FIA), командами и гонщиками уже ведутся.

    Руководитель чемпионата не скрывает, что интерес зрителей к спринтам растет. «Когда мы начинали, фанаты были крайне критичны, но спорт должен меняться, иначе потеряет внимание публики. Новое поколение хочет видеть больше действия», – говорит Доменикали. По его словам, отношение гонщиков тоже изменилось в лучшую сторону.

    Промоутеры также заинтересованы в увеличении числа спринтов, поскольку субботние гонки привлекают зрителей на трибуны и повышают выручку. Доменикали считает, что увеличение числа этапов (в 2025 г. их 24 – исторический максимум) и форматов делает чемпионат привлекательнее для зрителей и инвесторов, предлагая «полноценное шоу с пятницы по воскресенье».

    Промоутер автогонок, комментатор и менеджер пилотов Оксана Косаченко в разговоре с «Ведомости. Спортом» обращает внимание на другой аспект. «Современная «Формула-1» предоставляет не так много возможностей для тестов, а молодежь практически лишена шансов показать себя, – говорит Косаченко. – Думаю, логичным шагом было бы допустить к спринтам резервистов «Ф-1». Тогда это было бы понятно и обоснованно. А сейчас замена тренировки на спринт выглядит как замена шила на мыло».

    22-летняя гонщица команды SMP Racing Ирина Сидоркова, выступавшая в женском формульном турнире W Series, признается, что как зритель «не улавливает интереса в спринтах»: «Для меня это что-то непонятное. Они будто лишают уикенд главного – праздника одной решающей гонки».

    Доменикали предлагает дополнительно стимулировать активность команд и на тренировках – например, начислять за них очки. «Чтобы удерживать внимание новой аудитории, нужно отказываться от условностей», – говорит Доменикали, но обещает сохранить часть традиций.

    Четырехкратный чемпион мира Макс Ферстаппен занимает более консервативную позицию. Он считает, что вместо изменения формата уикенда стоит сосредоточиться на повышении конкурентности. «Формула-1» не должна сходить с ума. Иногда гонка бывает скучной – но это часть спорта. Главное, чтобы команды были ближе друг к другу», – считает голландец.

    Параллельно с увеличением спринтов обсуждается возможность сокращения финальной гонки Гран-при. Стандартная дистанция в 305 км сохраняется с 1989 г., но глава «Ф-1» апеллирует к молодым зрителям, которые предпочитают более динамичный контент. Но у него есть оппоненты.

    Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо обращает внимание на футбол, где матчи длятся 90 и более минут, но «никто не предлагает сократить их до часа». Директор команды «Хаас» Аяо Комацу уверен, что 305 км – часть ДНК чемпионата: «Если сократить дистанцию, изменится стратегия по смене шин, и гонки станут однотипными».

    Сидорковой тоже кажется, что сейчас длительность гонок оптимальная. «Именно эта продолжительность создает стратегическую глубину и интересные развязки под финиш, – говорит она. – Вспомните сезон-2021 – будь финал короче, не было бы тех сильных эмоций. Понимаю, что часть фанатов думает иначе, но мое мнение остается таким».

    Но один из ключевых аргументов за сокращение финальной гонки – не маркетинговый, а экономический. С 2026 г. серия перейдет на новое – синтетическое и биологическое – топливо, которое увеличит расходы команд. По данным The Race, стоимость литра вырастет с нынешних $22–33 до $170–225, а в отдельных случаях и до $300. Это может повысить годовые затраты на горючее с $3–4 млн до $10–12 млн – почти 10% от общего бюджета при потолке расходов в $130–140 млн.

    Еще одним обсуждаемым инструментом повышения зрелищности остаются реверсивные стартовые решетки (худшие в квалификации стартуют с первых позиций) на спринтах, уже несколько лет применяемые в младших сериях «Формулы». По словам Доменикали, изначально отрицательное отношение пилотов к этой идее меняется: «Когда-то все были против, но на последней встрече с пилотами многие сказали: «Почему бы не попробовать?»

    «Мне кажется, реверсивная решетка хороша для туринговых чемпионатов, но не для гонок на автомобилях с открытыми колесами, – считает Косаченко. – Не надо быть Эйнштейном, чтобы понять, что быстрейшие ребята почти сразу начнут атаковать тех, кто медленнее. Не каждая трасса в календаре предлагает бесконечные возможности для чистого обгона. Так что зрелищности реверсивность старта добавит, но и аварийности тоже».

    Новые Гран-при и производители

    По словам Доменикали, «Формула-1» «развивается со скоростью, которую [он] никогда не ожидал». Одним из векторов перемен стало обновление календаря. В расписании появились новые трассы, а некоторые исторические этапы сохранить место в календаре не могут. Так, после 31-летнего перерыва в 2021 г. вернулся Гран-при Нидерландов в Зандворте, но уже в 2026-м гонка покинет чемпионат. Похожая ситуация сложилась и с трассой в Имоле – Гран-при Эмилии-Романьи исключен из программы ради новой городской гонки в Мадриде.

    По словам Доменикали, молодая аудитория «Формулы-1» предпочитает современные уличные трассы, а не исторические автодромы. При этом свободных слотов почти не осталось, и дальнейшее расширение календаря возможно только по принципу «один входит – другой выходит». Сейчас в расписании 24 этапа, а еще три года назад было 22. Рост особенно заметен на американском рынке, где теперь проходят три Гран-при.

    «В начале 2000-х гг. все говорили, что 20 этапов за сезон – это предел, – вспоминает Косаченко. – Все изнемогали от перелетов и отсутствия возможности работать на базе команды. И тогда Доменикали, руководивший «Феррари», ратовал за сокращение числа гонок». Косаченко добавляет, что сейчас у каждой команды есть сотрудники, которые постоянно трудятся в штаб-квартире, и те, кто колесит по миру.

    «А теперь прикинем, – продолжает Косаченко. – 25 этапов по четыре дня – и это для основной команды, а простые работяги проводят на трассе 6–7 дней. Итого получим, что команда находится вне дома более 100 дней – треть года. Это не может не сказаться на эмоциональном состоянии. Почти половина механиков и инженеров лишены полноценной семейной жизни. Но посмотрим глубже. Механиков можно ротировать, а кто заменит инженеров? Пилотов? Руководителей команд? Выгорание неминуемо. Но нынешняя «Ф-1» живет под лозунгом – «шоу должно продолжаться».

    Несмотря на плотность календаря, «Формула-1» продолжает получать предложения от организаторов по всему миру. Среди претендентов – Португалия, Турция, Германия и Малайзия, а также новые проекты в Саудовской Аравии и Таиланде. Доменикали подтвердил, что рассматривает вариант ротации отдельных гонок, но не больше одной-двух.

    Параллельно «Формула-1» готовится к технологическим изменениям. С 2026 г. серия должна перейти на более легкие и экономичные турбогибридные двигатели V6, работающие на экологически чистом топливе. Это уже привлекло в чемпионат новых производителей: Audi выкупила «Заубер», Ford вернется после 22-летнего перерыва в качестве партнера «Ред Булл», Honda будет поставлять моторы «Астон Мартин», а «Кадиллак» станет 11-й командой пелотона. По словам Доменикали, главная цель реформ – поддерживать интерес автопроизводителей к серии. «Экологически чистое топливо – ключевой элемент. Чрезмерная электрификация делает машины тяжелее и сложнее. Если мы сохраним гибридизацию и перейдем на устойчивое топливо, это будет правильным шагом», – отметил он.

    При этом в FIA уже обсуждают дальнейшую модификацию технического регламента после 2030 г. Президент федерации Мохаммед Бен Сулайем рассказал об идее возвращения двигателей V8 с гибридным компонентом, объяснив это стремлением снизить стоимость разработок. По данным Auto Motor und Sport, к этой инициативе склоняются Ford и Cadillac, тогда как Honda и Audi выступают против.

    Подстегивая интерес автопроизводителей, «Формула-1» не спешит увеличивать количество участников чемпионата: «Кадиллак», к примеру, много лет получал отказ – и только долгосрочное партнерство с General Motors поменяло отношение боссов серии. «Мы будем оценивать только действительно значимые заявки, потому что места больше нет – мы на пределе по логистике», – объяснил Доменикали.

    Рекордные показатели

    Выручка Formula One Group за первое полугодие 2025 г. достигла почти $1,8 млрд – на 12% больше, чем годом ранее. Это подтверждает слова Доменикали о росте интереса к серии, особенно среди молодой аудитории. «Мы считаем, что захватываем фанатов, которые останутся с нами надолго», – заявил он.

    По данным исследования Motorsport Network, в 2025-м у «Формулы-1» 827 млн поклонников по всему миру – на 12% больше, чем год назад, и на 63% больше, чем в 2018 г. Почти половина зрителей – моложе 35 лет, а доля женщин выросла до 42% (против 37% семь лет назад). Интерес к чемпионату растет как на традиционных рынках – в Великобритании (+24% за год), Италии (+12%) и Бразилии (+9%), так и в США (+11%) и Китае (+39%). Только американская аудитория насчитывает 52 млн человек и лидирует по активности в цифровой среде: 135 млн просмотров на YouTube и 5,8 млн подписчиков в соцсетях.

    Рост популярности «Формулы-1» во многом связан и с изменением поведения аудитории. Согласно внутреннему исследованию серии, 70% американских зрителей ежедневно взаимодействует с контентом «Ф-1» – в основном через соцсети и стриминг. А главным источником пополнения фан-базы стали женщины – это три из четырех новичков, причем почти половина из поколения Z.

    Связь с фанатами становится глубже. 94% опрошенных намерены следить за чемпионатом в ближайшие пять лет, 86% смотрят минимум 16 гонок за сезон, а 61% ежедневно потребляют контент «Формулы-1». Сидорковой тоже нравится, как серия ведет соцсети. «Честно говоря, я чаще смотрю мемы о «Формуле-1», чем сами гонки», – признается она.

    Интерес зрителей подтверждается и цифрами вещателей. В США телеканал ESPN зафиксировал рост аудитории прямых трансляций на 12 из 14 этапов 2025 г., при этом семь гонок установили рекорды по числу зрителей. Молодая аудитория телеканала (18–49 лет) увеличилась на 14%. В целом 13 из 14 Гран-при по всему миру показали рост телесмотрения. Посещаемость гонок достигла рекордных 3,9 млн человек за первые 14 этапов сезона.

    «Для «Формулы-1» важен один фактор – зарабатывание денег, для чего хороши любые эксперименты и начинания. Но далеко не все, что делает Liberty Media, плохо или неправильно, – говорит Косаченко. – Сериал на Netflix вряд ли привел новых болельщиков на трибуны. В Liberty оперативно сделали вывод и дали право на съемки невероятного фильма F1 с блистательным Брэдом Питтом. И на трибуны потянулась молодежь. Аудитория серии действительно сильно помолодела – теперь ее нужно удержать, что еще сложнее, чем привлечь. Поэтому сокращается продолжительность гонок. Это требование времени, формат клипового мышления, при котором сложно удерживать аудиторию на протяжении двух часов».