Высокий спрос и прибыльность: почему команды «Формулы-1» резко подорожали
За два года средняя стоимость выросла более чем в два разаСпортивное бизнес-издание Sportico опубликовало ежегодный рейтинг команд «Формулы-1» по оценочной стоимости. Эксперты ранжируют коллективы с учетом призовых и финансовых результатов прошлого сезона. Средняя стоимость команд автосерии за год выросла на 48% – до $3,4 млрд, что также более чем вдвое превышает показатель 2023 г. ($1,61 млрд). Совокупная оценка всех 10 команд в 2025 г. достигла $33,1 млрд. «Ведомости. Спорт» разбирается, что привело к столь резкому росту стоимости команд «Формулы-1».
Высокий спрос
Средняя стоимость команды «Формулы-1» в 2025 г. превысила показатель клубов Главной лиги бейсбола (MLB) ($2,82 млрд) и уступает лишь Национальной футбольной лиге (НФЛ) ($7,13 млрд) и Национальной баскетбольной ассоациации (НБА) ($5,51 млрд) в рейтинге Sportico. Отмечается, что рост стоимости клубов в других лигах заметно скромнее – в НБА и НФЛ около 20% за год, в MLB – 7%. Разрыв с европейским футболом тоже минимизируется: «Феррари», оцененная в $6,4 млрд, вплотную приблизилась к самому дорогому клубу мира – мадридскому «Реалу», которому Forbes в мае 2025-го присвоил стоимость $6,75 млрд.
Сравнимые темпы за последние годы демонстрировали только главные технологические компании периода пандемии – Zoom и Tesla в 2020-2021 гг. кратно увеличили капитализацию: Zoom в пике вырос почти в семь раз за год, Tesla – более чем в шесть раз за 2020 г. На фоне дефицита чипов в 2020-2022 гг. стоимость производителей полупроводников – компаний Nvidia, AMD, TSMC – также удваивалась за два года. В традиционных секторах – ритейле, автопроме, банковской сфере – подобный рост считается исключением, и планкой обычно становятся 20–30%.
В прошлом году, по данным Sportico, стоимость каждой команды «Формулы-1» впервые превысила $1 млрд. Ранее подобного порога достигали другие лиги: НФЛ – в 2015-м, НБА – в 2018-м, MLB – в 2019-м и Национальная хоккейная лига (НХЛ) – в 2024 г.
Sportico связывает стремительный рост стоимости команд с двумя основными факторами. Первый – прибыльность. В прошлом году Liberty Media перечислила командам $1,27 млрд призовых, сопоставимую сумму оставив себе. Доходы команд достигли $4,5 млрд: от $209 млн у американской «Хаас» до $812 млн у «Мерседес». Последняя получила $161 млн чистой прибыли и распределила $134 млн дивидендами. По данным Sportico, прибыль до вычета налогов показали 70% участников чемпионата.
Второй фактор – ограниченное предложение и высокий спрос. Регламент автосерии предусматривает максимум 12 команд, в чемпионате сейчас участвуют 10. В 2026 г. в «Ф-1» придет «Кадиллак» – первый за 10 лет коллектив, не созданный на базе существующей структуры. Для присоединения производителю пришлось внести вступительный взнос $450 млн. Эксперты указывают, что действующие команды традиционно сопротивляются расширению – оно уменьшает их долю в призовых. Поэтому попытки довести число участников до 12, вероятно, встретят еще более жесткую реакцию, что будет удерживать дефицит предложения.
По мнению экспертов Sportico, серьезным драйвером роста стоимости команд «Ф-1» стал введенный в 2021 г. потолок расходов – $145 млн на команду, не включая зарплаты пилотов, маркетинг, логистику и ряд административных статей. Sportico подчеркивает, что до реформы лидеры тратили вдвое больше. Ограничение повысило конкурентность и позволило командам помимо «Феррари», «Мерседеса» и «Ред Булла» – на их счету 23 из 26 последних чемпионатов – приблизиться к высоким результатам.
По данным аналитической компании Nielsen, у «Формулы-1» сейчас 827 млн поклонников – на 12% больше, чем год назад, и на 63% больше, чем в 2018 г. Почти половина аудитории моложе 35 лет, а доля женщин выросла до 42% (37% семь лет назад). Интерес увеличивается как на традиционных рынках – в Великобритании (+24%), Италии (+12%), Бразилии (+9%), так и в США (+11%) и Китае (+39%).
Повышенное внимание напрямую влияет на показатели компании-владельца «Формулы-1» Liberty Media. За последние 365 дней ее акции выросли на 16,1%. Выручка автосерии в первом полугодии 2025 г. достигла почти $1,8 млрд, увеличившись на 12% к аналогичному периоду прошлого года. Рост коммерческого интереса отражается и в спонсорских контрактах: за пять лет число партнеров увеличилось с 12 до 27. В 2025 г. серия заключила крупные соглашения, включая 10-летний контракт с холдингом Louis Vuitton Hennessy Moet (LVMH). К сотрудничеству присоединились известные компании PepsiCo, Disney, Barilla, PwC, ALT Sports Data и Allwyn, а также продлены договоры с MSC Cruises и шеф-поваром Гордоном Рамзи, который курирует кулинарные проекты на 10 этапах сезона.
Редкие продажи
«Феррари» третий год подряд возглавляет рейтинг самых дорогих команд «Формулы-1». Несмотря на отсутствие чемпионских титулов с 2007 г., стоимость коллектива выросла на 34% за год и достигла $6,4 млрд. Второе место занимает «Мерседес» с оценкой $5,88 млрд (+49%), третью позицию занимает «Макларен», чья стоимость увеличилась на 78% до $4,73 млрд. Далее идут «Ред Булл» ($4,32 млрд, +23%), «Астон Мартин» ($3 млрд, +45%), «Альпин» ($2,08 млрд, +68%), «Рейсинг Буллс» ($2,05 млрд, +68%), «Заубер» ($1,88 млрд, +57%), «Хаас» ($1,66 млрд, +65%) и «Уильямс» ($1,14 млрд, +73%).
Несмотря на рост оценок, сделки по продаже долей в командах остаются редкостью. Последняя крупная транзакция состоялась в январе 2025-го: автопроизводитель Audi выкупил 100% акций «Заубер». Сумма не раскрывалась, но Reuters оценивал сделку в 600 млн евро. В 2023 г. «Альпин» продала 24% акций группе инвесторов, в которую вошли актеры Райан Рейнольдс и Роб Макэлхенни, за 200 млн евро. В 2018 г. бизнесмен Лоуренс Стролл приобрел «Форс Индию» за $135 млн и позже преобразовал команду в «Астон Мартин».
При этом интерес к командам остается высоким. Предлагаются варианты как продажи миноритарных долей, так и сделки с полным контролем. Например, источники Sportico сообщали, что «Рейсинг Буллс» в 2025 г. отклонили предложение о продаже команды за $2 млрд. Потенциальными покупателями выступают миллиардеры, институциональные фонды, корпорации, автопроизводители и суверенные фонды с Ближнего Востока.
Также некоторые владельцы фиксируют прибыль на фоне растущих оценок: этим летом Aston Martin продал часть доли одноименной команды по оценке более $3 млрд. Кроме того, по данным Sportico, в начале ноября 2025 г. глава «Мерседеса» Тото Вольф обсуждал продажу миноритарной доли команды при оценке в $6 млрд.
Активные изменения коснулись и структуры владения «Макларен». Осенью 2024 г. бахрейнский фонд Mumtalakat и эмиратский холдинг CYVN выкупили 30% команды у MSP Sports Capital, Ares Management и ряда миноритариев. MSP, купивший долю в «Макларен» за $241 млн в 2020 г., зафиксировал почти 10-кратную доходность – одну из крупнейших сделок в истории спортивных инвестиций.
«Макларен» стал примером трансформации «Формулы-1» после покупки серии Liberty Media в 2017 г.. В 2018-м английская команда показала убыток $137 млн при выручке $166 млн. Тем не менее уже через шесть лет «Макларен» достиг операционной прибыли в $76 млн при доходе $700 млн в 2024-м.