Богатый папа и ментальные проблемы – кто стал новым чемпионом «Формулы-1»

    Благодаря победе в чемпионате Ландо Норрис может заработать около $35 млн за год
    Sara Ruffoni / Zuma / TASS
    Sara Ruffoni / Zuma / TASS

    7 декабря Ландо Норрис стал 35-м чемпионом «Формулы-1». На Гран-при Абу-Даби пилот «Макларена» финишировал третьим, сохранив преимущество над Максом Ферстаппеном. Гонщик «Ред Булл» выиграл финальный этап, но ему не хватило двух очков для пятого титула.

    «Макларен» получил первый трофей в личном зачете гонщиков со времен Льюиса Хэмилтона в 2008 г. и впервые с 1998-го оформил «золотой дубль» – победы в зачете пилотов и конструкторов. Также 26-летний Норрис прервал четырехлетнюю серию побед Ферстаппена. С 2016-го – после титула Нико Росберга – чемпионами «Ф-1» становились только Хэмилтон и Ферстаппен. 

    Норрис завоевал титул в седьмой сезон в автосерии – как Ферстаппен и Кими Райкконен, дольше ждали лишь шесть гонщиков. Все эти годы он выступал только за «Макларен» и в Катаре превзошел рекорд Дэвида Култхарда – ни один пилот ранее не проводил 151 гонку в своей первой команде. Норрис долго шел к чемпионству: команда то боролась за подиумы, то опускалась в хвост пелотона, а первую победу британец одержал только в прошлом году. Тогда же он завершил сезон в Абу-Даби победой, обеспечив «Макларену» первый с 1998-го Кубок конструкторов.

    Сезон-2025 стал для Норриса наиболее результативным в карьере – 17 подиумов, включая семь побед. 2025-й начинался как год доминирования «Макларена» – британец выиграл Гран-при Австралии и впервые возглавил чемпионат, но ненадолго: его напарник Оскар Пиастри перехватил лидерство и создал запас за счет стабильности. После технической проблемы на 15-м этапе (из 24) в Нидерландах отставание Норриса достигло 34 очков. Тем не менее следующая гонка в Монце стала переломной: британец добавил стабильности, а Пиастри допустил серию ошибок. За шесть последующих гонок минус 34 очка превратились в плюс 24, и лидерства Норрис больше не отдавал. «Ведомости. Спорт» рассказывает о становлении, психологических проблемах и заработках нового чемпиона «Формулы-1».

    Богатый отец и престижная школа

    Норрис вырос в обеспеченной семье. Его отец, британский предприниматель Адам Норрис, входит в рейтинг богатейших людей Великобритании от Sunday Times и занимает 610-ю строчку с состоянием около 200 млн фунтов. Он заработал капитал в пенсионном бизнесе: в 1998 г. Норрис-старший основал известную в Англии компанию Pensions Direct, а через девять лет продал ее мажоритарную часть корпорации Hargreaves Lansdown. В 36 лет он формально вышел на пенсию, но сосредоточился на развитии карьеры сыновей в автоспорте – Оливера и Ландо.

    Учеба в школе Миллфилд и ресурсы семьи позволили Ландо тренироваться больше большинства сверстников. Уже в шесть лет он начал регулярно заниматься картингом, в восемь выступал в национальном чемпионате Super One, а в 10 выиграл первый титул.

    При этом Адам Норрис придерживался принципа, что поддержка начинаний Ландо оправдана только при реальном интересе и работе. Он не стал удерживать старшего сына в гонках, когда стало ясно, что прогресса нет. Ландо, напротив, демонстрировал явный талант, поэтому отец был готов вкладываться в его развитие.

    Адам выстроил вокруг сына профессиональную структуру и обратился к агентству ADD Management, которое возглавляли бывшие гонщики Фрейзер Шидер и Марк Берриман. Шидер вспоминал, что для Норриса-старшего важнее всего было развитие навыков, а не покупка самого дорогого оборудования. Но начало работы было непростым: по словам тренера, Ландо был тихим, упрямым и долго не воспринимал подсказки. «Он игнорировал каждое мое слово, хотя выигрывал гонки», – рассказывал Шидер. Тем не менее постепенно они нашли подход к друг другу.

    В 2012 г. Норрис выиграл серию Formula Kart Stars в классе Mini Max и дебютировал на международном уровне в составе команды Ricky Flynn Motorsport. В 2014-м стал самым молодым чемпионом мира в категории CIK-FIA KF, обновив рекорд Льюиса Хэмилтона. К 15 годам Ландо уже был чемпионом мира по картингу, а в 16 – победителем британской «Формулы-4» в составе «Карлин» – одной из главных команд в детском автоспорте.

    К этому моменту вокруг Ландо сформировалась полноценная команда: физиотерапевт Джон Малверн, агентство ADD и ключевая фигура – Тревор Карлин (основатель команды «Карлин»), который отмечал его полную самоотдачу: Ландо буквально жил за симулятором, продолжая тренироваться даже во время ужина.

    Дальнейшее продвижение шло быстро. В 2016 г. он уже выступал в британской «Формуле-3». За год Норрис выиграл три различных турнира – редкий случай для юниорских серий. Тогда же он получил награду лучшему молодому британскому пилоту от журнала Autosport. Тогда его пророчески представили «будущим гонщиком и чемпионом «Формулы-1».

    Интерес к нему проявляли многие команды. Но, например, в молодежную программу «Ред Булл» перейти не получилось: знакомство с консультантом австрийской команды Хельмутом Марко оказалось неловким для обоих. Но затем агентство ADD организовало ему встречу, в рамках которой Ландо познакомился с Заком Брауном, который через несколько месяцев занял должность исполнительного директора «Макларена», и открыл путь для Норриса в британскую команду.

    В 2017 г. Норриса пригласили в программу развития «Макларена», привлекли к тестам болида «Ф-1», а имидж молодого пилота усилили за счет пиар-менеджера Мартина Пасса. В том же году Ландо стал чемпионом европейской «Формулы-3», опередив будущих гонщиков «Формулы-1»: Мика Шумахера, Чжоу Гуаньюя, Каллума Айлотта и Никиту Мазепина.

    Последний сезон в молодежных сериях он провел в «Формуле-2» в 2018-м. Параллельно участвовал в тестах «Ф-1» и дебютировал в гонках на выносливость – в «24 часах Дайтоны» в составе команды Зака Брауна, где также выступал Фернандо Алонсо. Уже в сентябре 2017 г. стало известно, что Норрис подписал контракт с «Маклареном» на роль запасного пилота. 

    Проблемы с психологией

    Норрис с первых дней в «Формуле-1» сталкивался с психологическим давлением. В 2019 г. его дебют в Австралии это показал особенно ярко: в квалификации он занял восьмое место, но в гонке стал лишь 12-м, признав, что «сам упустил шанс на очки». Через две недели в Бахрейне он закончил гонку на шестом месте, что было сильно выше ожиданий – контраст, который стал характерным для его первых лет в «Макларене».

    Первые пять сезонов в автосерии Норрис провел без побед, хотя стабильно набирал очки. Переломный момент произошел в 2024-м: британец одержал первую победу на Гран-при Майами после более чем 100 стартов в «Ф-1», а затем выиграл еще три заезда и помог команде победить в Кубке конструкторов. Но при этом пилота часто критиковали за мягкость и излишнюю самокритику.

    Норрис не скрывал, что нервничает перед стартами: «Меня переполняют эмоции, я едва могу есть и пить перед гонкой». Он признавал, что в начале карьеры не верил в себя и не понимал, как справиться с давлением. Позже он переехал ближе к базе команды и стал регулярно использовать техники расслабления и специальные приложения для телефона, чтобы лучше контролировать стресс.

    Откровенность обернулась для него дополнительным давлением. По словам Норриса, он говорил о ментальных проблемах «слишком открыто», и это начали использовать против него – в обсуждения включились не только болельщики, но и представители соперников. Хельмут Марко из «Ред Булл», например, отмечал, что команде известно о психологических трудностях британца и они используют это против него.

    После подписания «Маклареном» партнерства с благотворительной организацией Mind Charity Норрис опубликовал колонку, объяснив, что в первый сезон скрывал тревожность и постоянные сомнения в собственных силах. «Я беспокоился, хватит ли мне способностей и что будет, если я провалюсь», – писал он, подчеркивая важность поддержки семьи, инженеров и работы с ментальным тренером.

    Норрис отмечал, что сильнее всего на него давили соцсети: по его словам, миллионы зрителей «иногда говорят гадкие вещи», и это особенно тяжело в начале карьеры. Постепенно уверенность росла: после нескольких сильных гонок он почувствовал, что может «более открыто говорить в команде» и меньше боится ошибиться.

    Ландо не скрывал, что работает с психологами, что испытывает давление и сомнения, что не всегда чувствует себя достаточно сильным. «До конца прошлого сезона я несколько лет работал с ментальным тренером – еще один отличный пример человека, к которому я мог обратиться, чтобы поработать над своими нервами и привести себя в более позитивное психическое состояние. Но в 2025-м я почувствовал себя достаточно уверенным, чтобы взять на себя больше ответственности за свое психическое здоровье», – говорил Ландо.

    В этом году Норрису ставили в упрек недостаточную агрессивность, особенно, когда он уступил лидерство в чемпионате своему напарнику Пиастри. Тем не менее британец настаивал, что не собирается менять характер и станет чемпионом на своих условиях. «Есть представление, что чемпион должен быть жестким и агрессивным, но я предпочитаю оставаться хорошим человеком и добиваться результата без отказа от принципов. Мне не нужна ментальность из серии «пошел ты», и я верю, что могу стать чемпионом, оставаясь собой. Не считаю, что для титула обязательно быть жестким – хочу доказать, что можно быть лучшим без этого. Да, я мог бы создать образ хладнокровного гонщика, но есть вещи, на которые я никогда не пойду, хотя другие чемпионы способны. Я не вырос с таким инстинктом и никогда не считал себя таким же «крутым», как Хэмилтон, Расселл, Леклер, Алонсо или Феттель. Я даже не был уверен, что достоин места в «Формуле-1» – для меня было важнее просто соперничать с такими пилотами», – объяснял Норрис.

    Личный бренд

    Когда Норрис пришел в «Формулу-1», он оставался простым и открытым, несмотря на статус сына мультимиллионера и обучение в престижной школе, которую так и не окончил, не сдав экзамены. В «Макларене» ему не предоставляли особых условий: стандартный контракт новичка (около $260 000 в год), обычный график и строгие требования. Британец ездил на скромном Volkswagen Polo, жил в съемном доме в Гилфорде и делил его с другом, экономя на расходах. Единственной крупной покупкой Норриса в тот период стал аэрограф с набором красок для дизайна шлемов.

    Первый трехлетний контракт британского гонщика истекал в 2021-м, но в мае его продлили до конца 2022-го – уже с зарплатой $5-7 млн. В начале 2022 г., после серии подиумов, команда заключила с пилотом новый трехлетний договор. Норрис стал первым гонщиком без побед в «Ф-1», получавшим около $30 млн в год с бонусами и $20 млн без них. В «Макларене» подчеркивали, что ставка делалась на перспективу и статус «восходящей звезды».

    В январе 2024-го контракт снова продлили – уже до 2027 г. По данным Spotrac, базовая зарплата Норриса осталась на уровне $20 млн, что ставит его только в пятерку самых высокооплачиваемых пилотов автосерии. Тем не менее бонусы улучшили: $4 млн подписной премии и возможность получить до $15 млн дополнительно за результаты.

    Команда удерживала пилота не только финансами. «Макларен» сохранил за ним маркетинговые права и поддерживал его проекты. Руководитель гоночного подразделения Зак Браун вошел в совет директоров Quadrant – медиа-бренда Норриса, который начинался как стриминговая платформа и киберспортивная команда, а теперь превратился в бизнес с 800 000 подписчиков на YouTube. Британская команда интегрировала в Quadrant своих партнеров, включая Google, Android и Dell, а позже бренд получил поддержку Hilton, Lego, Sony и Microsoft. В 2025 г. британская медиакомпания Veloce приобрела мажоритарную долю Quadrant. После сделки Норрис сохранил более 20% и стал акционером Veloce.

    «Макларен» также позволил пилоту развивать картинговый бренд LN Racing Kart, созданный совместно с итальянской компанией OTK Kart Group. Эти карты продаются по всему миру, включая Россию. В «Формуле-1» аналогичный собственный проект есть только у Шарля Леклера из «Феррари».

    За пределами трассы Норрис сотрудничает с производителем часов Richard Mille, брендом одежды Ralph Lauren, производителем чемоданов TUMI, экипировщиком Bell Helmets, игровым брендом PlayStation, а также производителем очков SunGod. По данным Forbes, рекламные доходы Норриса оцениваются в $15-20 млн в год. Общее состояние британца оценивается в $70 млн. 

    Норрис отмечал, что его активность в соцсетях и поток новых фанатов после выхода сериала Netflix Drive To Survive заметно расширили аудиторию «Ф-1». Во время пандемии он стал одним из самых популярных спортивных стримеров на платформе Twitch – в том числе после благотворительного челленджа, когда он побрил голову в прямом эфире. Помимо гоночных доходов и рекламы, Норрис инвестирует в недвижимость в Монако и Суррее, проекты DeepMind и VirtaMed, а также в лондонский девелопмент Projectcore.