В НБА создали бизнес-отдел: его глава уже увеличила доходы лиги более чем на 70%
Руководство турнира ищет новые возможности для развития на международных рынкахНациональная баскетбольная ассоциация (НБА) создала новое подразделение – департамент деловых предприятий. Как сообщается на сайте турнира, его задачей станет выявление перспективных для лиги бизнес-проектов, причем как на территории США, так и за рубежом.
В первую очередь речь идет про инвестиционные и партнерские начинания. Конечная цель – найти новые точки роста для бренда НБА. «Бизнес НБА продолжает развиваться. Мы стремимся к дальнейшему расширению нашего глобального присутствия», – заявил комиссар НБА Адам Сильвер.
Президентом нового подразделения стала Эми Брукс, работающая в структуре лиги с 2005 г. Ранее Брукс занимала в НБА пост директора по инновациям, а также возглавляла департамент маркетинга и бизнес-возможностей. «Ее лидерство, опыт и понимание будут иметь решающее значение», – отметил Сильвер.
При Брукс в НБА произошла настоящая маркетинговая революция. В преддверии сезона 2017/18 НБА первой из всех североамериканских лиг разрешила командам размещать рекламу на игровой форме. Изначально речь шла о спонсорских нашивках размером примерно 6,35x6,35 см (2,5x2,5 дюйма), в 2022 г. их разрешили увеличить до 7,62x7,62 см (3x3) дюйма. Первым из клубов НБА спонсорское соглашение заключила «Филадельфия Севенти Сиксерс», договорившаяся с онлайн-рынком билетов StubHub на сумму $5 млн в год. После этого подобные контракты начали подписывать и другие команды, некоторые сделки достигают $20 млн в год.
Всего с момента разрешения рекламных нашивок общий объем доходов НБА от спонсорских соглашений увеличился как минимум на 70% и продолжает расти с каждым годом. Например, в сезоне 2021/22 лига заработала на сделках со спонсорами $1,6 млрд, а в сезоне 2022/23 – $1,66 млрд (сумма складывается из доходов самой лиги и клубов, а также сделок по продаже спонсорам прав на название арен). Инициатива со спонсорскими нашивками привлекла в НБА ряд компаний с мировым именем, которые раньше не имели выхода на этот рынок: например, японскую IT-фирму Rakuten и американского производителя мотоциклов Harley Davidson.
Важным в плане спонсорских и маркетинговых активностей стал сезон 2021/22, в котором НБА отмечала 75-летний юбилей с момента основания. В праздновании круглой даты приняли участие ведущие мировые бренды. Например, совместно с французским коньячным домом Hennessy лига запустила программу Court Beyond Limits по строительству плавучих баскетбольных площадок – они появились в Австралии, Нигерии и Англии. Ювелирный дом Tiffany & Co разработал уникальную коллекцию трофеев для чемпиона НБА (этот титул завоевал клуб «Голден Стейт Уорриорз»), а также для победителей конференций и самого ценного игрока финальной серии. Наконец, на канале ESPN, официальном вещателе лиги, изготовили очки для чемпионов, предназначенные для того, чтобы игроки-триумфаторы могли обливаться шампанским в раздевалке без боязни забрызгать глаза.
С сезона 2023/24 НБА преобразовала и календарь регулярного чемпионата. В него впервые включили внутрисезонный турнир – он прошел в декабре с участием восьми команд, сыгравших на выбывание по олимпийской системе. В финале «Лос-Анджелес Лейкерс» победил «Индиану Пэйсерс» со счетом 123:109. Результаты матчей турнира учитываются в турнирной таблице регулярного чемпионата.
Небольшие, на первый взгляд изменения, привлекли значительный зрительский интерес. Аудитория решающей игры на основных вещательных каналах ABC и ESPN2 (оба принадлежат Disney) составила 4,58 млн зрителей. Всего же, с учетом трансляций на NBA TV и TNT, матч собрал 5,68 млн зрителей, став самой популярной игрой регулярного сезона НБА, не связанной с Рождеством, с 2018 г. Баскетболисты были вправе рассчитывать на дополнительные заработки. Призовой фонд для победившей команды рассчитан таким образом, что каждый игрок получил по $500 000.