УЕФА судится с «Лигой шампиньонов». Что грозит немецкой пиццерии?

    Пицца с шампиньонами не понравилась боссам европейского футбола
    Президент УЕФА Александер Чеферин /Getty Images

    В немецком Гисене нет профессиональной футбольной команды, однако благодаря тяжбе местной пиццерии Wolke с УЕФА в город с населением менее 100 000 человек словно пришла Лига чемпионов. Попытка обыграть название этого турнира и включить в меню пиццу «Лига шампиньонов» возмутила владельцев лицензионных прав.

    В Instagram-аккаунте заведения снимок письма из суда сопроводили ироничным комментарием: «Мы на правильном пути». Чем же закончится процесс и может ли приобретенная известность перекрыть судебные издержки? Ответы на эти и другие вопросы «Ведомости. Спорт» нашел с помощью спортивного юриста Михаила Прокопца, партнера SILA International Lawyers.

    Владельцы пиццерии могли ввести общество в заблуждение, проблема в зарегистрированном товарном знаке

    Суть кейса связана с потенциальным нарушением пиццерией права УЕФА на товарный знак «Лига чемпионов УЕФА» (UEFA Champions League), который охватывает максимально большое количество товаров и услуг, включая услуги общественного питания. Товарный знак «Лига чемпионов УЕФА» охраняется во всех странах-подписантах Мадридского соглашения о международной защите товарных знаков, в число которых входит Германия. Это значит, что УЕФА может требовать защиты своих прав на территории Германии немецким юридическим лицом.

    Согласно пункту 2 статьи 14 Закона Германии о защите товарных знаков, третье лицо не имеет права без согласия правообладателя товарного знака использовать обозначение, если существует вероятность введения общества в заблуждение из-за его идентичности или сходства с товарным знаком и идентичности или сходства товаров и услуг, охватываемых товарным знаком, включая вероятность ассоциирования [обозначения] с товарным знаком.

    «Иск к пиццерии, вероятнее всего, содержит требование УЕФА о взыскании с пиццерии компенсации за нарушение права на товарный знак. Нарушение с большой долей вероятности состоит в том, что название пиццы сходно с названием турнира «Лига чемпионов УЕФА» (и по совместительству товарным знаком). Это, по мнению УЕФА, вводит общество в заблуждение, то есть наименование «Лига шампиньонов» ассоциируется в глазах людей с Лигой чемпионов УЕФА», — рассказывает Михаил Прокопец.

    Вероятнее всего, столь жесткая позиция истца в отношении небольшого заведения связана с защитой бренда и строгим напоминанием: при желании использовать интеллектуальную собственность УЕФА нужно сначала договориться с УЕФА.

    Владельцев могут оштрафовать, но заведение не закроют

    Как вообще большие боссы европейского футбола могли узнать о «Лиге шампиньонов» в небольшом университетском городе? Вариантов здесь три. Первый – кто-то из сотрудников УЕФА лично посетил пиццерию. Второй – в УЕФА обратился кто-то из посетителей заведения. И, наконец, третий – рекламу пиццы кто-то случайно увидел на сайтах или в соцсетях. 

    Важно здесь то, что специализированных мониторинговых служб в УЕФА, скорее всего, нет. Во всяком случае на официальном сайте организации ни у одного из комитетов нет полномочий по отслеживанию возможных нарушений прав на товарные знаки УЕФА.

    Спор может занять от 4 до 15 месяцев — это среднее время рассмотрения гражданских дел судом первой инстанции в Германии. Таким образом, решение станет известно не раньше мая 2022 г. При этом для владельцев уже сейчас есть два положительных итога. Их заведению удастся не только обрести популярность, но и избежать закрытия. Закон Германии о товарных знаках (Act on the Protection of Trade Marks and other Signs) предусматривает финансовую ответственность, но не закрытие юридического лица.

    Если суд признает нарушение права на товарный знак «Лига чемпионов УЕФА», истец получит от пиццерии компенсацию. Ее размер будет установлен либо на основе прибыли, полученной пиццерией за продажу пиццы «Лига шампиньонов», либо на основе стоимости, за которую УЕФА обычно предоставляет право на использование товарного знака «Лига чемпионов УЕФА».

    Также на основании статьи 18 Закона Германии о товарных знаках, УЕФА как правообладатель может потребовать уничтожения всех товаров нарушителя, которые распространяются с нарушением права УЕФА на товарный знак «Лига чемпионов УЕФА».

    Российский пример: с УЕФА лучше не шутить

    Чем бы ни завершилось рассмотрение дела, маленькая пиццерия станет известна на всю Европу. Тем не менее в случае проигрыша покрытие судебных расходов может стать в крупную сумму. По мнению Михаила Прокопца, владельцы заведения вряд ли изначально закладывали в бюджет возможные тяжбы с акулами спортивной юрисдикции. При этом, если дело закончится небольшим штрафом, им ничто не помешает подразнить УЕФА в будущем.

    «Скорее всего, изначально владельцы решили выбрать неординарное название пиццы, которое бы в то же время вызывало ассоциации с известным футбольным брендом. Нашли удачную и интересную бизнес-идею. Рискнут ли они еще позаигрывать с правами на нейминг? Представляется, что пиццерия при принятии такого решения будет оценивать последствия дела против УЕФА. Если расходы на юристов, на выплату компенсации окажутся меньше прибыли (и нематериальной пользы) от притока дополнительных клиентов и нахлынувшей популярности, то, вероятно, пиццерия сможет придумать нечто изобретательное и с другими футбольными названиями», — считает Прокопец.

    Владельцам бизнеса в России стоит учесть этот кейс с правами на нейминг, тем более история российской юрисдикции тоже знает случай, связанный с графическим товарным знаком «Лига чемпионов УЕФА». В 2011г. УЕФА возражал против предоставления правовой охраны товарному знаку «Champion Cup» в России. В организации полагали, что товарный знак «Champion Cup» схож до степени смешения с логотипом Лиги чемпионов УЕФА. В итоге Роспатент занял позицию Союза европейских футбольных ассоциаций.