Сделка недели: компания Topps будет выпускать наклейки для Евро вместо Panini

Причем здесь Жозе Моуринью?
Самые яркие моменты чемпионатов Европы по футболу будут отображаться в фирменных альбомах Topps /PA

Итальянский бренд Panini, выпускавший фирменные альбомы с наклейками к чемпионатам Европы с 1977 г., завершил сотрудничество с Союзом европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). Американская компания Topps, с 2015 г. владевшая лицензией на выпуск коллекционной продукции по Лиге чемпионов и другим клубным турнирам УЕФА, теперь получила права и на соревнования сборных. Речь про мужские чемпионаты Европы 2024 и 2028 гг., женский Евро-2025 и финалы Лиги наций до 2028 г. включительно. О сделке сообщает ESPN.

Европейский футбол вместо бейсбола

Условия сотрудничества на момент соглашения не объявлялись. При этом известно, что Жозе Моуринью станет послом сделки и будет участвовать в отборе героев для альбомов Topps. «Теперь меня можно считать тренером всех европейских сборных на 2024-й г., — написал главный тренер «Ромы» в одной из своих соцсетей. — Хотите знать, какие игроки находятся в моем списке наблюдения? Да все!»

На мировом рынке Topps и Panini — два главных конкурента в производстве наклеек и карточек. Для России Panini — за счет тех самых альбомов со стикерами — возможно, более звучный бренд. При этом Topps намного старше. Компания была основана в 1938 г. в Бруклине (один из районов Нью-Йорка), на 23 года раньше конкурента, появившегося в итальянской Модене. И если братья Бенито и Джузеппе Панини начинали свой бизнес с торговли прессой в газетных киосках, то американцы производили коллекционную продукцию, жевательные резинки и конфеты.

Впоследствии специализацией Topps стали коллекционные карточки, посвященные американскому футболу, бейсболу, баскетболу, хоккею с шайбой, футболу и шоу-бизнесу. Что характерно, идеей с производством альбомов с наклейками братья Панини вдохновились как раз на примерах бейсбольных коллекционных карточек из США.

В 2022 г. компанию Topps за $500 млн выкупил бренд Fanatics. Эта разрастающаяся компания не специализировались на производстве карточек, но стала крупнейшей в этой индустрии, просто добавив Topps в свое объемное портфолио. В него входят спортивный мерчандайзинг, торговля невзаимозаменяемыми токенами (NFT) и ставки на спорт.

Сделка с УЕФА как нельзя более своевременна для Topps, учитывая, что компания не договорилась о продлении более чем 70-летнего сотрудничества с Главной лигой бейсбола (MLB). В 2022 г. Topps потеряет права на изображения игроков, а в 2025 г. — на командные логотипы. Именно из-за этого компании не удалось выйти на биржу, хотя стоимость ее акций оценивалась в $1,3 млрд.

Правда, новым партнером MLB в области производства коллекционной продукции стали как раз Fanatics, так что для Topps сотрудничество с бейсболистами может продолжиться, только в другой иерархической структуре.

Компания Topps приобрела известность как производитель коллекционной продукции для Главной лиги бейсбола (MLB) /Zuma / TASS

Конкуренция двух брендов

В 2021-м годовой доход Panini оценивался в 750 млн евро. Компания продолжает сотрудничество с Международной федерацией футбола (ФИФА). В числе других ее партнеров — Английская премьер-лига (АПЛ), испанская Ла Лига, итальянская Серия А и аргентинская Примера. Коллекционные альбомы к чемпионатам мира итальянцы выпускали с 1970 г. В 2017 г. альбом наклеек с чемпионата мира 1970 г., подписанный Пеле, был продан за рекордную сумму в 10 450 фунтов стерлингов.

Panini производила наклейки и коллекционные карточки для Лиги чемпионов вплоть до 2015 г., а лишилась сотрудничества вследствие откровенного прессинга через мировые медиа, устроенного Topps во время чемпионата мира по футболу 2014 г. Например, журналисты испанского портала europapress.es подсчитали, что из-за повторяющихся наклеек одной отдельно взятой семье придется потратить 550 евро, чтобы собрать для ребенка коллекционный журнал целиком.

Более того, в этой же статье утверждалось, что Topps обвинили конкурента, а также национальные футбольные федерации и УЕФА в нарушении договора о функционировании Европейского союза (ЕС). Речь шла о статьях 101 и 102, посвященных созданию препятствий для конкуренции на рынке и злоупотреблению доминирующим положением.

45-летняя монополия Panini на чемпионатах Европы подошла к концу /Alessandro Sabattini / Getty Images

Вражда компаний началась еще раньше, в 1994 г. Два бывших сотрудника Panini — Питер Данк (главный редактор) и Келвин Гарднер (директор по продажам) — создали собственную компанию, которую назвали Merlin. В 1994-м Merlin получили лицензию на выпуск карточек АПЛ, а через год Данк и Гарднер продали фирму Topps. Лишь спустя 25 лет, в 2019-м, Panini выбили своего конкурента с английского рынка.

В итоге, если Topps с 2015 г. нарушали монополию Panini по сотрудничеству с УЕФА, то их конкуренты с 2009 г. успешно освоились на американском рынке. Дочерняя компания Panini America к 2021 г. поставляла продукцию для Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) и Национальной футбольной лиги (НФЛ). В прошлом году Panini прорвались в мир смешанных единоборств, заключив долгосрочный (точные сроки не разглашались) контракт с UFC на производство не только стикеров и карточек, но и NFT.

Кроме того, компания заключала персональные соглашения со звездами футбола, продавая коллекционные наборы с подписанными ими фотографиями. В 2021 г. коллекция Immaculate football с автографами Лионеля Месси, Криштиану Роналду, Ромелу Лукаку, Дэвида Бекхэма, Тьерри Анри и Диего Марадоны продавалась от $1650. Новые коллекции готовятся к ЧМ-2022.