Чехарда с тренерами, менеджерские отставки и спорные трансферы. Почему «Торпедо» не задержалось в РПЛ

    Команда по-прежнему без своего стадиона, а в 2024 г. отметит столетие
    1,44 млн евро потратило «Торпедо» на восемь новичков в зимнее трансферное окно, но сохранить место в Премьер-лиге это не помогло /Сергей Савостьянов / ТАСС

    «Торпедо» – главный неудачник футбольного сезона в России. За год клуб дважды сменил руководство, расстался с тремя тренерами и все равно вылетел в Первую лигу. Что будет с командой дальше? 

    Вылет за вылетом 

    13 мая «Торпедо» в гостях уступило ЦСКА и лишилось шансов на сохранение прописки в Российской премьер-лиге (РПЛ). Исход матча, как и всего сезона, был предсказуем. В решающей стадии чемпионата команда набрала лишь семь очков: девять поражений, ничья с «Краснодаром» и две победы – над «Пари НН» и «Факелом».  

    «Торпедо» вылетает из РПЛ не в первый раз. В 2006 г. клуб впервые в истории покинул высший дивизион, а вскоре лишился профессионального статуса и ненадолго заявился в чемпионат Москвы. В 2014 г. команда пробилась в премьер-лигу, но заняла предпоследнюю строчку и снова опустилась рангом ниже. Любопытно, что девять лет назад «Торпедо» выводил в элиту тот же тренер, что и в 2022 г., но и в том и в другом случае Александра Бородюка почти сразу же увольняли. В 2014 г. от его услуг отказались еще до старта сезона, а в 2022 г. ему дали поработать до середины августа. За это время он успел провести пять матчей, в которых «Торпедо» набрало одно очко в матче с «Крыльями».  

    Увольнение Бородюка случилось в один день с отставкой президента Дениса Маслова, который занимал эту должность в течение двух лет. К тому же еще до менеджерских перестановок состав команды сильно изменился. Летом 2022 г. «Торпедо» провело масштабную, но беспорядочную закупочную кампанию. Семь игроков пришли свободными агентами, трое по аренде, еще шесть футболистов – за деньги. Правда, самые дорогие приобретения (хорват Марио Чурич и босниец Игор Савич обошлись в 400 000 евро каждый) случились уже после отставки Бородюка и Маслова.  

    «После выхода в РПЛ денег на трансферы не было, – отвечает в беседе с «Ведомости. Спортом» бывший спортивный директор «Торпедо» Роман Орещук. – Брали то, что плохо лежит, или бесплатно. Команда усиливалась не качественно, а количественно. А когда ушли Бородюк с Масловым, с какого-то перепуга появились миллионы евро на трансферы. Думаю, именно под Маслова и Бородюка не давали деньги. Кто-то под них копал. Но взяли таких футболистов, что лучше бы их вообще не брали. Ни один из них не сильнее тех, кого приобрели до смены руководства. Эти деньги можно было оставить до зимы и уже тогда доукомплектовываться».  

    По поводу миллионов Орещук немного преувеличивает. По данным Transfermarkt, на летние приобретения клуб потратил 1,82 млн евро. Но самые известные новички действительно достались «Торпедо» бесплатно. Среди них – центральный защитник Илья Кутепов, у которого закончился контракт со «Спартаком». Также до старта чемпионата подписали 33-летнего Игоря Смольникова. Когда-то он начинал в «Торпедо», после возвращения стал железным игроком основы и приносил много пользы команде, но завершить карьеру в родном клубе не получилось. Уже в декабре контракт был расторгнут по обоюдному согласию, и теперь Смольников играет в «Локомотиве».  

    Президент на полгода 

    Синхронно с увольнением Маслова случилось назначение нового президента клуба (для начала в статусе и. о.) – им стал Илья Геркус. В конце 2021 г. в интервью «Матч ТВ» он заявил, что никогда не будет работать в «Торпедо», ведь это принципиальный соперник «Локомотива», который он возглавлял в 2016–2018 гг. Но уже в июле 2022 г. Геркус стал директором по стратегическому развитию, а через месяц занял пост руководителя клуба. 

    Фанаты «Торпедо» тяжело приняли назначение, а в октябре и вовсе призвали к отставке президента. Их, в частности, смутило дружеское общение Геркуса с игроками «Локо» перед московским дерби (президенту пришлось оправдываться), а также появление в структуре клуба Марата Фаттахова, больше 20 лет проработавшего в «Локомотиве». В итоге увольнение все же случилось – в феврале Геркус объявил об уходе спустя полгода после назначения.  

    Илья Геркус полгода был президентом «Торпедо», несмотря на явное недовольство со стороны фанатов клуба /ФК «Торпедо»

    «Думаю, ему надо было оставаться и брать ответственность за все решения, которые он принял в этом сезоне, – комментирует Орещук. – Когда Геркус пришел в клуб, под него дали деньги. А сейчас он свалил все на других. Уйти под конец чемпионата, повесив медаль за выход в ФНЛ, – наверное, это неправильно». 

    Новый руководитель «Торпедо» – 38-летний Ярослав Савин. Его репутация у болельщиков команды пока не вызывает больших вопросов. Савин учился в Институте Йохана Кройффа, стажировался в «Манчестер Юнайтед», «Галатасарае» и «Барселоне», позже был менеджером по работе с футбольными клубами в Nike, возглавлял сеть партнера Under Armour в России и даже основал спортивный университет Sportuniver.  

    Пеп из Барселоны 

    В сезоне 2022/23 в клубе регулярно меняли не только президентов, но и тренеров. Официально после Бородюка командой руководил коренной торпедовец Николай Савичев. Правда, он работал лишь помощником у Николая Ковардаева, не имевшего необходимой лицензии Pro. Результаты лучше не стали. Самое яркое впечатление дуэт Савичев – Ковардаев оставил в сентябре, когда «Торпедо» обыграло ЦСКА. Еще в двух встречах – против «Пари НН» и «Факела» – команда взяла два очка, а остальные матчи проиграла. В середине октября новым главным тренером стал Андрей Талалаев, которого за несколько дней до назначения уволили из «Ахмата». Талалаеву повезло – в «Торпедо» он успел доработать до паузы в чемпионате, поэтому зимой мог пригласить новичков и спокойно готовить футболистов на сборах. К перерыву «Торпедо» прочно обосновалось на дне таблицы с шестью очками. У «Химок», которые шли 15-ми, баллов было в 2 раза больше.  

    Зимнюю трансферную кампанию «Торпедо» провело тоже весьма активно. На восемь игроков клуб потратил 1,44 млн евро. Почти все деньги (1,2 млн евро) ушли в «Ахмат», откуда Талалаев выписал уже знакомого ему центрального защитника Юрия Журавлева. Главную проблему «Торпедо» – отсутствие голов (семь за 16 матчей осенней части чемпионата) – новичок вряд ли мог решить, поэтому клуб нацелился на Артема Дзюбу. Нападающий сидел без работы после разрыва контракта с турецким «Адана Демирспором», и его пригласили на просмотр. Сам факт того, что экс-форварду сборной России нужно что-то доказывать на тренировке, разозлил Дзюбу, и он на сборы не поехал. 

    «Он очень дорогой для «Торпедо» был футболист, и в том футболе, в который мы играли, не факт, что мы бы его реализовали. Я думаю, что Дзюба должен благодарен быть мне, что мы его не взяли – все вместе – в «Торпедо». И он сейчас показывает то, что он показывает с «Локомотивом» (восемь мячей и пять голевых передач за 10 матчей. – «Ведомости. Спорт») – так Талалаев в недавнем интервью YouTube-каналу «Это футбол, брат!» объяснил срыв трансфера.  

    В итоге за голы в весенней части чемпионата отвечал другой новичок. Перешедший из «Волгаря» Илья Стефанович сейчас лучший бомбардир команды с четырьмя мячами. Другие новички – Илья Кухарчик (из «Химок»), а также перуанец Йорди Рейна, бразильцы Жажа и Андре Фелипе – пока не впечатляют. 

    Но и с обновленным составом Талалаев поработать толком не успел. В конце марта после поражения от «Химок» – прямого конкурента за выживание – его тоже уволили. Иронично, что через пару недель он уже сам тренировал подмосковную команду. А в столицу неожиданно переехал испанец: спасать «Торпедо» от вылета должен был Жозеп Клотет. С 2018 по 2020 г. Клотет тренировал «Бирмингем», где он, к слову, запустил карьеру вундеркинда Джуда Беллингема. Кроме того, испанец работал в «Оксфорд Сити», был помощником в «Лидсе» и «Суонси», а также пробовал себя в Италии – в СПАЛе и «Брешии».  

    «В конце сезона клуб сам себя прибил, взяв испанского специалиста, – рассуждает о назначении Орещук. – Как можно брать иностранца, если ты понимаешь, что команда в следующем сезоне будет играть в Первой лиге? Это же очень специфический турнир. Да и сейчас команда играет непонятно. Например, у «Торпедо» есть центральные защитники, а они в заявку на матч не попадают. В обороне играют те, кто к ней отношения не имеет. Над командой ставят эксперименты. Тяжело это видеть».  

    Эксперименты в обороне – это следствие возможного внутреннего конфликта в команде. По данным «Чемпионата», в конце апреля Клотет отстранил от тренировок с основой центральных защитников Кутепова и Журавлева, а также полузащитника Равиля Нетфуллина. 

    Кутепов публично прокомментировал ситуацию, подтвердил, что тренируется с молодежкой, и связал это со скорым окончанием контракта. К тому же руководство «Торпедо» уже заявило, что Клотет останется в команде и на следующий сезон, а вот по игрокам пока ясности нет. 

    «Мы хотели бы сохранить всех, кто не щадя себя отдается в каждой тренировке и максимально профессионально подходит к обязанностям, – говорит Савин в интервью «Ведомости. Спорту». – Понимаем, что не все согласятся пойти с клубом в Первую лигу. У многих могут быть предложения от команд РПЛ и из других стран. Внимательно и честно рассмотрим все варианты вместе с футболистами». 

    Ранее Савин утверждал, что бюджет для Первой лиги сократится незначительно. Точная сумма неизвестна, но перед началом нынешнего сезона теперь уже экс-президент «Торпедо» Маслов говорил о том, что за год клуб потратит 1,4 млрд руб. Даже при сокращении финансирования этих денег должно хватить, чтобы за сезон вернуться в элиту, ведь в 2024 г. «Торпедо» отметит важную дату – столетие клуба. 

    Судьба реконструкции 

    Тоскливый футбол «Торпедо» уходящего сезона гармонировал с пустыми трибунами на домашних матчах команды. Прошлым летом клуб заявил два стадиона – «Лужники» считались основным, а «Арена Химки» – резервным. Менять место проведения матчей приходилось не только из-за экономии (аренда самого большого спортобъекта страны обходится в 5–15 млн руб. за матч), но и из-за плохого состояния поля. Скажем, в начале марта пришлось внепланово сыграть в Химках из-за убитого газона. 

    В среднем «Торпедо» собирало в чемпионате по 3500 зрителей при вместимости «Лужников» в 80 000 (на «Арене Химки» – 18 000). Более или менее насытить трибуны удавалось разве что за счет болельщиков гостей – прежде всего других московских клубов. А после введения Fan ID ситуация стала еще хуже. Постковидный антирекорд РПЛ «Торпедо» поставило 11 марта – на матче против «Урала». Вживую игру на «Арене Химки» посмотрели 208 человек. 

    Удивительно, но вылет в Первую лигу может улучшить посещаемость команды – на это надеется и Савин. Карта болельщика пока обязательна только в РПЛ, так что в следующем сезоне «Торпедо» может рассчитывать на более полные трибуны. При этом команда не планирует съезжать из «Лужников».  

    «Конечно, это большая нагрузка на бюджет частного клуба, – заявил Савин. – Сейчас общаемся по условиям сотрудничества с руководством «Лужников», которые максимально профессионально и по-партнерски относятся к нашим долгосрочным отношениям. Так как в «Лужниках» планируется множество мероприятий, есть вероятность, что мы не сможем проводить там определенное количество игр. Мы вынуждены рассматривать другие варианты в Москве и Подмосковье». 

    «Торпедо» обречено играть на других аренах, пока не закончится реконструкция стадиона на Восточной улице. Процесс идет медленно. Работы начались в 2021 г., а первую сваю на объекте вбили только в сентябре 2022 г. Обновленный стадион, сверху напоминающий символ клуба – шестеренку, будет вмещать 15 000 зрителей. Его должны открыть в 2026 г. Как рассказал Савин, строительство идет в соответствии с графиком, сейчас подрядчик завершает работы нулевого цикла. 

    Стадион возводит девелоперская компания Ingrаd – она входит в концерн «Россиум» миллиардера Романа Авдеева (состояние – 1,3 млрд руб., № 87 в российском списке Forbes 2023 г.), который с 2017 г. является собственником «Торпедо». Детали сметы не раскрывают (ранее РБК писал о 8 млрд руб.), но известно, что отбить затраты планируют за счет нового жилья вокруг арены. Оно гораздо дороже спортобъекта – по данным консалтинговой компании Colliers, 30–35 млрд руб. Общие инвестиции в проект Авдеев оценил в 54 млрд руб., которые включают также затраты на коммуникации и благоустройство. Пока инфраструктурные проекты Ingrаd явно превалируют над футбольными – и в плане масштабов финансирования, и с точки зрения результатов.-