В российском футболе новые мячи – их разработали отечественные компании
Поставщиком РПЛ стал Desport, Кубка России – JogelЛетом 2025 г. Российская премьер-лига (РПЛ) и Российский футбольный союз (РФС) объявили о переходе с нового сезона на мячи отечественных производителей. Поставщиком чемпионата России станет Desport (торговая сеть создана в 2023 г. на базе активов ушедшего Decathlon, выкупленных компанией АРМ), Кубка страны – бренд Jogel. Решение стало итогом трехлетних поисков замены, после того как в 2022 г. мировые топ-бренды прекратили официальную деятельность в России и разорвали контракты с футбольными федерациями.
Несмотря на это, в РПЛ и Кубке России продолжали использовать мячи Nike и Adidas соответственно, ввозимые по схеме параллельного импорта. Президент РПЛ Александр Алаев в интервью «Интерфаксу» подтвердил, что лига также рассматривала в качестве кандидатов компанию Demix (входит в «Спортмастер») и датскую Select.
Как в Лиге Европы
Официальный мяч РПЛ сезона 2025/26, представленный 25 июня, позиционируется как «символ спорта, технологий и духа российского футбола». Более детальной информации пока нет, а запросы «Ведомости. Спорта» в пресс-службы РПЛ и Desport на момент публикации остались без ответа.
В заявлении Desport подчеркивается, что мяч создан компанией с нуля специально для РПЛ. По данным «РБК спорта», поставщиком выступает французский ритейлер Decathlon. Производство для РПЛ осуществляется на тех же мощностях, где «собирают» мячи Kipsta – суббренда Decathlon, являющегося официальным партнером Лиги Европы, Лиги конференций и чемпионата Франции. Технологии используют те же.
Бренд Kipsta выпускает сертифицированные ФИФА мячи с 2016 г., а статус поставщика УЕФА и французских лиг получил в 2022–2023 гг. Компания также является партнером игрока сборной Франции и мадридского «Атлетико» Антуана Гризманна. Мячи Kipsta помимо обязательных 15 тестов ФИФА на скорость и долговечность проходят дополнительные проверки по параметрам полета, вращения, сцепления и мягкости, не распространенные в отрасли. При этом даже топовые модели гораздо демократичнее по цене, чем аналоги от ведущих брендов: мяч Kipsta для Лиги Европы стоит $70 против $130 за мяч Лиги чемпионов от Adidas.
Первые изображения нового мяча РПЛ, появившиеся до официального релиза в Telegram-канале «Краснодара», вызвали дискуссию среди болельщиков. Особенно активно обсуждают дизайн с нестандартными углублениями – его сравнивают с поверхностью «после обстрела из пневматического оружия» или с вещами, «пожеванными коровой».
Desport заявляет об использовании в мяче «технологий будущего», направленных на повышение точности, контроля и скорости. Тем не менее качество мяча понравилось не всем. По словам Владимира Соколова, частного предпринимателя и футболиста-любителя, непредсказуемостью в полете мяч напоминает Roteiro с Евро-2004. «Желая сделать передачу верхом направо, не уверен, что мяч полетит туда, – говорит Соколов «Ведомости. Спорту». – Он глушит силу удара, как футзальный, создавая ощущение удара по кирпичу. Положительно лишь то, что мяч удобно принимается, будто липнет. В остальном его можно охарактеризовать как неудобный».
Кубковый мяч
Для Кубка России также представлен новый мяч – «Меридиан. Время России», разработанный российским брендом Jogel совместно с РФС. В конструкции модели использован переработанный пластик, в дизайне – изображение 11 часовых поясов страны. Бренд Jogel, основанный в 2015 г., является техническим партнером РФС и выступает поставщиком экипировки сборной России с 2023 г.
«Задачей проекта было создать в России профессиональный футбольный мяч силами наших инженеров, – рассказывает «Ведомости. Спорту» основатель Jogel Артур Мовсесян. – Летом 2024 г. мяч был готов. При участии РФС мы провели полевые тесты с командами РПЛ и Юношеской футбольной лиги, оценив мяч по пяти критериям. Результат – высокая оценка команд. Параллельно мы работали над получением сертификата FIFA Quality Pro – высшего стандарта качества ФИФА. Наша производственная лаборатория проводила необходимые тесты, но для РФС было важно подтверждение, что Россия способна разработать мяч такого уровня». Мяч от Jogel стал первым мячом, созданным специально для Кубка России, – раньше использовали инвентарь с дизайном для других соревнований.
При создании мяча использовали технологии экопереработки (в подкладке элитной версии четыре ПЭТ-бутылки), а также термосклеивания THB Technology, обеспечивающие герметичность и влагозащиту. Текстурная поверхность Grip Skin призвана улучшить контроль мяча. «Бесшовная THB-технология сборки панелей термическим способом обеспечивает идеальную сферичность, минимальное впитывание влаги и равномерное распределение давления, – объясняет Мовсесян. – Новшество мяча – уникальный восьмипанельный дизайн с зигзагообразными канавками для улучшения аэродинамики».
В 2025 г. «Меридиан» уже дебютировал в официальных матчах: сначала в игре сборной России против Гренады, а затем в Суперфинале Кубка России. «Каждый топовый бренд создает мяч с уникальными ощущениями, – рассказывает Мовсесян. – Это субъективно: Nike жесткие (тяжелые), летят предсказуемо, но в холод некомфортны. Puma мягче, с другим полетом. Adidas средние по ощущениям. Мы решили сделать наш мяч сбалансированным, близким к Adidas. Ключевое отличие – доступность: мировой бренд стоит 17 000–20 000 руб., «Меридиан» – 12 999 руб.».
Реакция футболистов на «Меридиан» оказалась неоднозначной. Лучший бомбардир российского футбола Артем Дзюба раскритиковал мяч в эфире «Матч ТВ»: «Очень много брака из-за мяча, он слишком тяжелый. Невозможно рассчитать, как его принять, он сильно виляет». Вратарь ЦСКА Игорь Акинфеев в интервью «СЭ» также отметил необычную траекторию: «Мяч совсем по-другому летит. Пока есть некая проблема с техникой у игроков. Он быстро набирает скорость».
Главный тренер сборной Валерий Карпин отнесся к ситуации с иронией: «Каждый раз, когда переходим с одних мячей на другие, футболистам непривычно – это нормально. Им все не так», – сказал он «Матч ТВ».
«Мы с пониманием отнеслись к комментариям Артема, так как переход с мячей Nike, которыми играли в РПЛ, на наш мяч вызывает необходимость привыкания, а для этого у сборной практически не было времени (17 марта начался сбор, а игра с Гренадой состоялась уже 19 марта. – «Ведомости. Спорт»), – говорит Мовсесян. – При этом мы сделали для себя некоторые выводы, и уже в сезоне 2026/27 мячи будут немного доработаны, чтобы переход с мячей других брендов не требовал долгого привыкания»