ИИ и кибербезопасность стали главными драйверами IT-рынка

Какие еще технологические сегменты будут расти быстрее остальных
Freepik
Freepik

Среди наиболее перспективных сегментов российского IT-рынка опрошенные «Ведомости. Инновации и технологии» эксперты в первую очередь называют искусственный интеллект (ИИ) и кибербезопасность. По их оценкам, именно эти направления уже в ближайшие годы будут определять структуру корпоративных IT-бюджетов, темпы цифровизации и конкурентоспособность компаний в ключевых отраслях. ИИ переходит от экспериментальных внедрений к масштабному использованию в бизнес-процессах, а рост числа киберугроз заставляет бизнес рассматривать информационную безопасность как базовую инфраструктуру для устойчивой работы.

В то же время потенциал роста сохраняют и другие сегменты – облачные сервисы, промышленная автоматизация и робототехника, говорят опрошенные эксперты. Их развитие поддерживается изменением моделей потребления IT, курсом на импортозамещение и задачами повышения эффективности в реальном секторе.

ИИ берется за выручку

Лидером среди самых перспективных технологических сегментов, по ожиданиям экспертов, остается ИИ. Технический директор «Софтлайн Решения» Алексей Пилипчук отмечает, что рынок пережил пик «взрывного» увлечения новой технологией и движется к более зрелой стадии по кривой Gartner. «Именно в таких фазах технологии перестают быть игрушкой для отдельных подразделений и становятся частью прикладных процессов – от документооборота и аналитики до поддержки сотрудников и разработки ПО», – поясняет эксперт.

Любопытно, что и сами нейросети считают свой сегмент очень перспективным. В рамках национального доклада Президентской академии (РАНХиГС) «Высокотехнологичный бизнес в регионах России» 2025 г. исследователи спрашивали у разных моделей ИИ, какие ключевые глобальные технологические тренды они видят на ближайшее десятилетие. YandexGPT, GigaChat, Deepseek, Claude 3.7, GPT-4o, Gemini 2.5, Llama 3.3 единогласно назвали ИИ самым важным трендом. «Изобретение общего генеративного ИИ, способного решать сложные интеллектуальные и творческие задачи, по своему влиянию подобно появлению ядерных или космических технологий. Оно может породить миллионы новых бизнесов, повысить производительность существующих», – отметил заведующий Лабораторией исследований экономики развития Президентской академии Степан Земцов. Он добавил, что ИИ может увеличить ВВП России на 7% в течение следующего десятилетия, если будет внедряться со среднемировыми темпами. «Если объединить генеративный ИИ с другими технологиями, автоматизация труда может увеличить рост производительности на 0,5–3,4 п. п. в год», – сказал эксперт.

По словам заместителя генерального директора по коммерческой деятельности Т1 Михаила Кузнецова, генеративный ИИ превратился из хайповой темы в прикладной инструмент для бизнеса. Уровень проникновения технологии пока низок, что создает значительный потенциал для роста, пояснил эксперт. Примерно 64% крупнейших российских компаний планируют в ближайшие два года увеличить расходы на технологии ИИ на 20%, показал опрос топ-менеджеров, проведенный компанией «Инфомаксимум».

Уже сегодня эффект от использования ИИ можно измерить, отмечает директор бизнес-юнита «Встречи» «МТС Линк» Олег Пашукевич. Он привел такой пример: по данным исследования J’son & Partners Consulting, ИИ-ассистенты, автоматическая саммаризация видеозвонков и чатов позволяют экономить до 12 часов рабочего времени в неделю на одного сотрудника. «Следующий этап – появление интегрированных ИИ-агентов, способных выполнять рутинные рабочие операции», – добавил эксперт. Такие решения выходят за рамки отдельных задач (например, генерация тестов), речь идет уже о полноценных платформах, где ИИ управляет процессом качества в целом, уточнил директор по продукту Test IT Руслан Остропольский. Он видит потенциал роста рынка ИИ именно в сегменте ИИ-агентов.

Директор по ИИ компании Directum Игорь Беляк оценивает среднегодовой рост всего рынка ИИ в 35–40%. При этом сегмент генеративного ИИ может прибавлять 50–60% ежегодно, считает он. Директор компании «Межсетевой экран ИКС» Игорь Сухарев сдержаннее в прогнозах, но говорит, что в этом году темп роста рынка ИИ сохранится на уровне не менее 30% к 2025 г.

Впрочем, эксперты выделяют и системный риск для дальнейшего развития ИИ-продуктов – доступ к вычислительным мощностям. Партнер технологической практики «ТеДо» Анастасия Кабаева указывает, что дефицит графических процессоров способен стать «узким горлышком» для масштабирования ИИ. Кузнецов согласен: «Рынок во всем мире находится в ситуации, когда спрос на инфраструктурные решения превышает предложение. Дефицит электроэнергии, ЦОДов и ускорителей регулирует скорость развития».

Кибербезопасность требует новых подходов

Другим перспективным ИТ-сегментом многие опрошенные эксперты считают кибербезопасность. Опыт 2025 г. показал, что уровень угроз продолжает расти, компании «ломаются» на простых типах атак и рынок голосует рублем за обеспечение непрерывности бизнеса, пояснил Кузнецов. Он привел данные Positive Technologies, согласно которым каждая четвертая атака приводит к критическим последствиям, таким как простои инфраструктуры и утечки конфиденциальных данных, а средний размер требуемого злоумышленниками выкупа варьируется от 4 млн до 40 млн руб. 

«Уровень защиты и требований к ней будет только расти. Защищенность российских продуктов пока недостаточна: необходимо усиливать архитектуру и процессы разработки», – констатирует Пилипчук. Он добавляет, что информационная безопасность становится базовой инфраструктурой для любых цифровых и ИИ-систем и задачи по защите контуров и инфраструктуры являются приоритетными.

Кабаева обращает внимание, что бизнес переходит от точечных внедрений защитного ПО к целым программам киберустойчивости, включая защиту облачных и ИИ-сценариев. Инженер-аналитик компании «Газинформсервис» Екатерина Едемская добавляет, что кибербезопасность становится неотъемлемой частью любой цифровой трансформации, а не надстройкой. Она прогнозирует рост сегмента на 20–30% в год. Схожие цифры приводили эксперты Центра стратегических разработок: по их оценке на ноябрь 2025 г., при ежегодном росте на 21% емкость российского рынка кибербезопасности к 2030 г. может достичь 968 млрд руб.

Облака формируют свою экономику

В числе перспективных технологических сегментов многие эксперты выделяют и облачные сервисы. «Ключевым драйвером для облачных сервисов выступает сдвиг в модели потребления: на фоне высокой ключевой ставки компании чаще уходят от крупных разовых закупок в сторону облачных сервисов и подписок, чтобы распределять затраты, быстрее масштабироваться и гибко управлять стоимостью владения», – отметили в пресс-службе VK Tech. В текущих условиях капитальные вложения в железо и инфраструктуру становятся все менее оправданными, согласен генеральный директор IT-экосистемы «Лукоморье» Арсен Благов. Облачные платформы позволяют перевести IT из крупных единовременных капитальных затрат в управляемые операционные расходы: платить за фактическое использование, гибко масштабироваться, не держать расширенный штат администраторов, пояснил эксперт.

По его мнению, в первую очередь среди облачных продуктов будут расти секторы SaaS (Software as a Service – программное обеспечение как услуга) и PaaS (Platform as a Service – платформа как услуга, под платформой имеется в виду готовая среда для разработки, тестирования, развертывания и управления приложениями).

В VK Tech уточнили, что особенно активно облака внедряет малый и средний бизнес, и, согласно прогнозам корпорации, к 2027 г. более 70% компаний этого сегмента в России будут использовать такие платформы.

Рынок облачных сервисов в 2026 г. вырастет на 27%, ожидает Кузнецов. По его оценке, в 2025 г. этот сегмент увеличивался немного быстрее – на 29%. «Ограничителями здесь выступают доступность ускорителей и энергоемких стоек, а также регуляторные требования к данным и ИИ», – уточнил эксперт. Схожие прогнозы делают в VK Tech – в соответствии с ними частные облака (предлагают изолированные ресурсы для одной организации) могут демонстрировать рост до 30% в год, публичные облачные сервисы (делят мощности провайдера между множеством клиентов) – около 25% ежегодно.

Помимо облаков некоторые эксперты выделяют как перспективный сегмент ПО для управления динамической IT-инфраструктурой (УДИ). Оно позволяет в онлайн-режиме адаптировать технические решения, например, увеличивать или сокращать вычислительные мощности, разворачивать резервные копии или создавать выделенные среды и виртуальные машины для тестирования новых приложений. Как поясняет генеральный директор компании «Базис» Давид Мартиросов, ПО для управления динамической ИТ-инфраструктурой широко применяется на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) в отраслях, формирующих более 66% ВВП России, в том числе в финансовом секторе, телекоме и промышленности. «Ключевым стимулом роста здесь является обязательный переход организаций, подпадающих под действие законодательства о КИИ, на отечественные продукты до 2030 г. При этом потенциал импортозамещения еще далеко не исчерпан: по данным iKS-Consulting, на конец 2024 г. на российских решениях работало лишь около 25% организаций в сегменте КИИ, тогда как к 2031 г. этот показатель превысит 85%», – сказал Мартиросов.

Промышленность настраивают на цифру

Мощный импульс к развитию в ближайшие годы есть и у сегмента промышленной автоматизации и робототехники, говорят эксперты. Как отмечает Земцов, уровень роботизации в России пока невысок (43-е место в мире), однако правительство поставило цель к 2030 г. увеличить плотность роботизации до 194 роботов на 10 000 работников (с 19 в 2025 г.). «[Мировой] рынок робототехники достигнет $157 млрд к 2032 г., Россия вполне способна претендовать на 1–2% от этого объема», – добавляет он.

Что касается автоматизации, то она обеспечит устойчивый рост валовой добавленной стоимости в реальном секторе, отметил Кузнецов. По его прогнозам, этот сегмент будет расти на 15–17% ежегодно. «При этом хочу отдельно отметить промышленную автоматизацию – появление доверенных российских ПАК (программно-аппаратных комплексов. – «Ведомости. Инновации и технологии») переводит компании реального сектора из контекста безальтернативной работы на базе импортных решений в осознанную работу с российскими производителями со всеми вытекающими преимуществами», – добавил эксперт. 

В числе ключевых драйверов автоматизации промышленности можно назвать платформы промышленного интернета вещей (IoT), которые формируют технологический фундамент для Индустрии 4.0, отметили в пресс-службе «Ростеха». Там добавили, что развитие сегмента тесно связано с прикладным использованием ИИ для прогнозной аналитики и автоматизации, а также с усилением направления кибербезопасности, критически важного для защиты новой цифровой инфраструктуры.