МТС вывела на массовый рынок свое спутниковое ТВ

Догнать по количеству абонентов крупнейших конкурентов ей будет непросто
МТС начала продажи комплектов для приема спутникового ТВ/ М. Стулов/ Ведомости

МТС начала продажи комплектов для приема спутникового ТВ в большей части своих салонов (их сейчас 4250), а также через сеть из 300 дилеров спутникового оборудования, передал «Ведомостям» вице-президент оператора Василь Лацанич. В некоторых регионах России компания ведет переговоры о продажах спутникового оборудования со своими локальными дилерами. 

Аудитория нового сервиса МТС – жители небольших городов и сел, дачных поселков: тех мест, где нет фиксированного интернета и кабельного ТВ и куда прокладывать каналы связи нерентабельно, отмечает Лацанич. Основным отличием спутникового ТВ МТС он считает интеграцию приемного оборудования с сотовой сетью МТС. Благодаря sim-карте, встроенной в приставку, абоненты получат доступ к video on demand (видео по запросу), получат возможность поставить передачу в живом эфире на паузу и перемотать ее назад и т. п. Мобильный трафик с ТВ-приставок тарифицироваться не будет, объясняет он.

Выход на рынок спутникового ТВ МТС анонсировала в декабре 2014 г. С тех пор продажи шли в тестовом режиме: отлаживалась логистика, дополнительные услуги и др. – к маю 2015 г. таким образом было реализовано около 1000 приемных комплектов, рассказывает представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, начало массовых продаж услуг спутникового ТВ МТС приурочила к началу сезона отпусков.

Сколько абонентов и в какие сроки МТС хочет подключить к своему спутниковому ТВ, Лацанич и Солодовников не говорят. «Интерфаксу» Лацанич заявил, что оператор рассчитывает на «миллионы» подписчиков. За три года МТС планирует войти в число лидеров рынка спутникового ТВ, говорил ранее Солодовников. Количество фиксированных пользователей платного ТВ МТС не раскрывает. В I квартале 2015 г. количество фиксированных абонентов МТС снизилось на 8,8%,за год до 6,77 млн.

Можно ожидать, что в ближайшие два-три года компании удастся подключить не более 300 000–500 000 подписчиков спутникового ТВ, прогнозирует аналитик «ТМТ консалтинг» Елена Крылова. Рынок платного ТВ в России сейчас насыщен и очень конкурентен: в I квартале 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. количество подписчиков выросло на 8% до 35,8 млн, годом ранее прирост составил 12%, отмечает она. Крылова обращает внимание и на то, что практически не растет средний ежемесячный счет абонентов платного ТВ: в I квартале 2015 г. он составил 138 руб., увеличившись год к году всего на 4%. Дополнительные услуги немного добавляют к этому ARPU – не более 10 руб. в месяц на абонента, посчитала Крылова.

Тем не менее пространство для маневра у МТС есть, продолжает Крылова. По ее словам, МТС не следует напрямую сравнивать с основными спутниковыми конкурентами – Национальной спутниковой компанией («Триколор ТВ») и «Орион-экспрессом». То, что хочет предложить МТС, ближе к тому, что предлагают операторы цифрового кабельного и IPTV – их услуги, в том числе и дополнительные, доступны сейчас 23% абонентов платного ТВ, подавляющее большинство которых сосредоточено в крупных городах, считает она. Соответственно, МТС могла бы занять в небольших населенных пунктах вакантную нишу многофункционального интерактивного ТВ, предполагает Крылова.

ARPU «Ростелекома» от услуг платного ТВ в целом в I квартале 2015 г. составило 176 руб. (+23% год к году), говорит представитель оператора Валерий Костарев. Рост ARPU он объясняет увеличением потребления дополнительных услуг, в первую очередь премиальных ТВ-пакетов и видео по запросу. Выручка от его предоставления в I квартале 2015 г. год к году выросла на 32%, утверждает Костарев. Долю дополнительных услуг в телевизионном ARPU «Ростелеком» не раскрывает.

Интерактивные сервисы для абонентов разрабатывает и «Триколор ТВ», рассказывает его представитель Елизавета Капралова. В 2014 г. компания запустила пять мобильных приложений, позволяющих смотреть на мобильных устройствах различные пакеты тематических каналов, рассказывает она. Есть у «Триколора» и опция, позволяющей смотреть ТВ как на приставке, так и на мобильном устройстве, находящемся поблизости от нее (телесигнал ретраслируется через Wi-Fi, добавляет она).

Интерактивные сервисы, безусловно, пользуются спросом, но у ограниченного круга потребителей: если делать ставку на этот сегмент как на ядро целевой аудитории, едва ли можно претендовать на заметную долю рынка, передала «Ведомостям» замгендиректора «Орион-экспресса» Мария Жилина. Уровень проникновения спутникового ТВ в России уже довольно высок – хотя в отдельных регионах есть потенциал для наращивания абонентской базы, ситуация в целом не оставляет новому игроку возможности изменить расстановку сил в пятерке лидеров, считает она.

Возможность управлять эфиром, безусловно, имеет дополнительную ценность для пользователей ТВ, считает представитель «Вымпелкома» (обслуживает чуть более 1 млн абонентов платного ТВ) Анна Айбашева.