Технологии
Бесплатный
Ксения Болецкая

Роскомнадзор получил сведения о 821 СМИ с признаками иностранного контроля

Теперь служба проверит, выполнили ли их учредители новые ограничения для иностранцев в СМИ

Роскомнадзор получил уведомления от учредителей 821 российского СМИ, которые тем или иным образом могут попадать под новые ограничения по иностранцам в медиабизнесе. Это предварительные данные, уточнил представитель Роскомнадзора. Всего, по оценке службы, на начало 2015 г. в стране действовало около 1000 СМИ, учрежденных 400 юридическими лицами под контролем иностранцев. «Основные игроки медиарынка прежде при консультациях с Роскомнадзором сообщали нам, что готовы выполнить требования по ограничению иностранного капитала, - говорит представитель службы, - теперь мы проверим, было ли это сделано». Служба будет несколько месяцев анализировать полученные документы, уточнил он, и после этого начнет проверки.

В начале этого года в России начали действовать новые ограничения в медиабизнесе: иностранные компании и граждане не смогут владеть или контролировать более чем 20% акций или долей учредителя СМИ. Депутаты Госдумы приняли эти поправки осенью 2014 г., объяснив их заботой о национальных интересах: ограничение поможет защитить информационное поле России от влияния Запада и «пятой колонны». За полтора года выяснилось, что поправки довольно противоречиво и невнятно написаны, отмечал в конце прошлого года Роскомнадзор. Так, в законодательстве нет четкого определения «контроля». Поэтому вопрос наличия или отсутствия иностранного контроля служба будет решать в индивидуальном порядке – полагаясь на здравый смысл, указывал Роскомнадзор.

У СМИ был дополнительный месяц в начале года, чтобы исполнить требования. До 15 февраля компании - учредители СМИ должны были передать в Роскомнадзор сведения о том, как они соблюдают эти ограничения.

Очевидными и намеренными жертвами поправок стали прежде всего СМИ, которыми владеют иностранные компании в чистом виде. На начало прошлого года это были крупнейшие издательские дома (Hearst Shkulev Media, Sanoma Independent Media, Conde Nast), многие платные каналы, журнал Forbes (издавался в России немецким Axel Springer), газета «Ведомости» (на начало года принадлежала американской The Wall Street Journal, британской Financial Times и финской Sanoma) и т. д.

Менее очевидными адресатами поправок стали медиакомпании, у которых есть иностранные партнеры, но тем не менее они фактически контролируются лояльными властям бизнесменами. Лучший пример такого рода – холдинг CTC Media, 37,9% акций которого принадлежат шведской MTG, 36% торгуются на NASDAQ, а оставшийся пакет контролируют основатель банка «Россия» Юрий Ковальчук, Алексей Мордашов, «Сургутнефтегаз» и ВТБ.

Пришлось заняться реструктуризацией и компаниям - учредителям СМИ, которые полностью принадлежат российским бизнесменам, но записаны на офшорные компании. Из-за этого были вынуждены полностью реструктурировать бизнес или сменить владельцев на российские юрлица издательский дом «Коммерсантъ» Алишера Усманова и РБК Михаила Прохорова. Роман Абрамович теперь также лично контролирует 24% акций «Первого канала», хотя прежде эти акции были записаны на несколько кипрских офшоров.

Наконец, самыми неожиданными жертвами стали компании, которые вообще не занимаются медиабизнесом. У сотен российских компаний – у мобильных операторов, промышленных предприятий, торговых сетей, нефтяных компаний – есть корпоративные СМИ. Часть из этих компаний котируются на биржах, значит, у них есть иностранные миноритарии, у других компаний есть иностранные партнеры, владельцы третьих опять же контролируют активы через офшоры. И если медийные компании сразу поняли, что будут вынуждены сменить владельцев, то многие собственники корпоративных СМИ, судя по ответам на запросы «Ведомостей», осознали эту проблему только несколько месяцев назад. Пока известно только несколько компаний с иностранным капиталом, которые разобрались со своими СМИ. Так, «АвтоВАЗ» продаст 80% компании – учредителя канала «ВАЗ ТВ» правительству Самарской области. А три мобильных оператора («Вымпелком», «Мегафон» и МТС) в итоге отказались от регистрации своих официальных сайтов как СМИ.

Среди крупных медийных компаний ситуация понятна почти со всеми. Так, шведская MTG продала пакет в "CTC Media" холдингу Алишера Усманова и Ивана Таврина, неэфирные каналы Viasat – фондам Baring Vostok, а фонд позднее – «Национальной медиа группе». Телеканалы Discovery и Turner перешли под управление компании «Медиа альянс», которая на 80% принадлежит той же «Национальной медиа группе» (НМГ) и на 20% – самой Discovery. ИД Axel Springer SE продал свою российскую «дочку» «Аксель Шпрингер раша» бизнесмену Александру Федотову, владеющему нишевым издательским домом Artcom Media. Теперь именно Федотов издает Forbes в России. Sanoma продала свои доли в «Ведомостях», The Moscow Times и нескольких журналах бывшему руководителю ИД «Коммерсантъ» Демьяну Кудрявцеву. В декабре он договорился выкупить оставшиеся 66% «Ведомостей» у Pearson и Dow Jones. Остальные журналы выкупила у финской компании группа инвесторов во главе с Сергеем Азатяном. Швейцарская Edipresse, выпускавшая 50 журналов общим тиражом более 30 млн экземпляров («Любимая дача», «Ландшафтный дизайн», «Мама и малыш» и др.), продала эти активы своему партнеру Максиму Зимину. Если раньше корпорация Hearst и Виктор Шкулев владели ИД Hearst Shkulev Media пополам, то теперь 80% компании контролирует Шкулев, остальное – у американцев. До сих пор неизвестно, как именно исполнили новые требования издательские дома Conde Nast и Burda. Прежде источники «Ведомостей» говорили, что их иностранные владельцы отдали часть акций российским топ-менеджерам, но документальных доказательств этому пока нет. По данным «СПАРК-Интерфакса», этими компаниями все еще на 100% владеют иностранцы.