Статья опубликована в № 3989 от 25.12.2015 под заголовком: СМИ перевели на русский

Многие компании не успели выполнить новые требования по иностранцам в СМИ

Прежде всего это касается владельцев корпоративных газет и журналов

Через неделю, 1 января 2016 г., в России начнут действовать новые ограничения в медиабизнесе: иностранные компании и граждане не смогут владеть или контролировать более 20% акций или долей учредителя СМИ. Депутаты Госдумы приняли эти поправки осенью 2014 г., объяснив их заботой о национальных интересах: ограничение поможет защитить информационное поле России от влияния Запада и «пятой колонны». За полтора года выяснилось, что поправки довольно противоречиво и невнятно написаны. Так, в законодательстве нет четкого определения «контроля», признался в конце этого года Роскомнадзор. Поэтому вопрос наличия или отсутствия иностранного контроля служба будет решать в индивидуальном порядке – полагаясь на здравый смысл.

Но главное – ни фактические авторы ограничений (источники «Ведомостей» в медийных компаниях уверены, что это сотрудники администрации президента ), ни депутаты, которые внесли проект поправок в Госдуму, явно не осознавали масштаб созданных ими проблем для бизнеса. Очевидными и намеренными жертвами поправок стали прежде всего СМИ, которыми владеют иностранные компании в «чистом виде». На начало года это были крупнейшие издательские дома (Hearst Shkulev Media, Sanoma Independent Media, Conde Nast), многие платные каналы, журнал Forbes (издавался в России немецким Axel Springer), газета «Ведомости» (на начало года принадлежала американской The Wall Street Journal, британской Financial Times и финской Sanoma) и т. д. Некоторые собеседники «Ведомостей» были даже уверены, что новые ограничения принимались прежде всего ради двух последних изданий, и удивлялись: «Какие вопросы о нелояльности властям могли возникнуть к глянцевым журналам, которые пишут исключительно о моде?»

Менее очевидными адресатами поправок стали медиакомпании, у которых есть иностранные партнеры, но которые тем не менее фактически контролируются лояльными властям бизнесменами. Лучший пример такого рода – холдинг CTC Media, 37,9% акций которого принадлежат шведской MTG, 36% торгуются на NASDAQ, а оставшийся пакет контролируют основатель банка «Россия» Юрий Ковальчук, Алексей Мордашов, «Сургутнефтегаз» и ВТБ.

Гудбай, Америка

CTC Media сообщила, что закрыла сделку по продаже 75% своего российского и казахского бизнеса холдингу ЮТВ Усманова и Таврина. Покупатели заплатят за пакет около $200 млн. Следующей весной CTC Media уйдет с биржи в США.

Возникли проблемы и у СМИ, которые полностью принадлежат российским бизнесменам, но записаны на офшорные компании. Из-за этого были вынуждены полностью реструктурировать бизнес или сменить владельцев на российские юрлица издательский дом «Коммерсантъ» Алишера Усманова и РБК Михаила Прохорова.

Наконец, самыми неожиданными «жертвами» стали компании, которые вообще не занимаются медиабизнесом. У сотен российских компаний – у мобильных операторов, промышленных предприятий, торговых сетей, нефтяных компаний – есть корпоративные СМИ. Часть из этих компаний котируются на биржах, значит, у них есть иностранные миноритарии, у других компаний есть иностранные партнеры, владельцы третьих, опять же, контролируют активы через офшоры. И если медийные компании сразу поняли, что будут вынуждены сменить владельцев, то многие собственники корпоративных СМИ, судя по ответам на запросы «Ведомостей», осознали эту проблему только несколько месяцев назад. Пока известна только одна немедийная компания с иностранным участием, которая уже договорилась о смене владельцев своего корпоративного СМИ: «АвтоВАЗ» продаст 80% компании – учредителя канала «ВАЗ ТВ» правительству Самарской области.

Среди самих медийных компаний с иностранным участием ситуация ясна далеко не со всеми СМИ. Так, шведская MTG продала пакет в CTC Media холдингу Алишера Усманова и Ивана Таврина, а неэфирные каналы Viasat – фондам Baring Vostok и президенту оператора наружной рекламы Gallery Анатолию Карякину. Телеканалы Discovery и Turner перешли под управление компании «Медиа альянс», которая на 80% принадлежит «Национальной медиа группе» (НМГ) и на 20% – самой Discovery. ИД Axel Springer SE продал свою российскую «дочку» «Аксель Шпрингер раша» бизнесмену Александру Федотову, владеющему нишевым издательским домом Artcom Media. Теперь именно Федотов издает Forbes в России. Sanoma продала свои доли в «Ведомостях», The Moscow Times и нескольких журналах бывшему руководителю ИД «Коммерсантъ» Демьяну Кудрявцеву. В декабре он договорился выкупить оставшиеся 66% «Ведомостей» у Pearson и Dow Jones. Швейцарская Edipresse, выпускавшая 50 журналов общим тиражом более 30 млн экземпляров («Любимая дача», «Ландшафтный дизайн», «Мама и малыш» и др.), продала эти активы своему партнеру Максиму Зимину. Если раньше корпорация Hearst и Виктор Шкулев владели ИД Hearst Shkulev Media пополам, то теперь 80% компании контролирует Шкулев, остальное – у американцев.

У других компаний реально есть около месяца, чтобы соблюсти закон – уже в феврале Роскомнадзор начнет проверять, контролируют ли иностранцы СМИ.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать