Российская GS Group выходит из телепроекта в Бангладеш

Закрепиться в Азии за пределами СНГ у российских операторов пока не получается
Продажа доли в RealVU – часть процессов по оптимизации бизнес-структур GS Group/ Е. Разумный/ Ведомости

GS Group выходит из телевизионного бизнеса в Бангладеш – оператора спутникового ТВ Beximco Communication Ltd. (бренд RealVU), начавшего вещание в апреле 2016 г., рассказал представитель GS Group. Группа продала свою долю в RealVU местному инвестору (его название не разглашается), тем самым успешно завершив инвестиционный проект по созданию первого в Бангладеш оператора спутникового ТВ, говорит директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков. RealVU продолжит эксплуатировать вещательное оборудование и инфраструктуру, созданные и интегрированные GS Group, отмечает он. Продажа доли в RealVU – часть процессов по оптимизации бизнес-структур GS Group в связи с корректировкой стратегии, которая потребовалась, в частности, из-за изменений приоритетов ряда рынков для холдинга, говорит Безруков.

GS Group довольна итогами проекта в Бангладеш и выходит из него с прибылью, отмечает источник, близкий к одной из сторон проекта. Инвестиции в RealVU и результаты бенгальского проекта представители GS Group не раскрывают.

RealVU – совместный проект GS Group и бенгальской Beximco Group. Планировалось, что GS Group инвестирует в проект около 500 млн руб. и получит 45% RealVU (а оставшиеся 55% – Beximco), рассказывали представители российской группы ранее. До RealVU в стране вообще не было национального оператора цифрового ТВ, отмечал один из них.

Инвестиции в создание спутникового оператора в Бангладеш могли составить $20–50 млн в зависимости от того, сколько было инвестировано в оборудование и как устроена партнерская программа его учредителей, считает один из участников рынка платного ТВ.

Азия не покоряется

Среди неудачных проектов российских операторов в Азии – «дочка» АФК «Система» Sistema Shyam Teleservices, так и не ставшая паниндийским оператором. А «Вымпелком» четыре года пытался развивать операторов во Вьетнаме и Камбодже, но ушел оттуда в 2012 г.

RealVU не первый проект GS Group в сфере платного ТВ в дальнем зарубежье. В 2012 г. GS Group создала в Камбодже с местной The Royal Group of Companies ТВ-оператора One TV. За год компания подключила около 60 000 абонентов, рассказывал человек, близкий к одной из сторон проекта. А в конце 2015 г. GS Group договорилась о продаже 51% One TV камбоджийскому партнеру.

Российские операторы несколько раз пытались закрепиться в Южной и Юго-Восточной Азии, но большого коммерческого успеха не имели (см. врез). Местные регуляторы не слишком благосклонны к российским компаниям, отмечал управляющий партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев.

GS Group – производитель приемного оборудования для крупнейшего в России оператора платного ТВ – Национальной спутниковой компании («Триколор ТВ»). По данным «ТМТ консалтинга», на конец 2016 г. «Триколор» обслуживал чуть более 12,1 млн абонентов – это 30% всей абонентской базы российского платного ТВ. За год количество его подписчиков выросло на 2,9%.

Попытки GS Group выйти на рынки платного ТВ за пределами России логичны: российский рынок насыщается и возможностей для продажи приемного оборудования остается все меньше, рассуждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Но развитые рынки уже насыщены и поделены между операторами, а на развивающихся зачастую ограничен платежеспособный спрос, отмечает он. Ситуацию усугубляют риски, связанные с санкциями в отношении России, например, компаниям сложно на выгодных условиях получить кредиты для экспансии на зарубежные рынки, считает Кусков. В связи с этим GS Group, возможно, сосредоточится на развитии бизнеса в России, диверсификации производства электроники – в свете политики импортозамещения ее продукция может быть востребована, говорит Кусков.

Выход на зарубежные рынки – это возможность дальнейшего органического роста, как для российского, так и для любого другого оператора, считает гендиректор группы компаний «Орион» Кирилл Махновский. Успешность проекта зависит не от национальной принадлежности компании, а от особенностей выбранной модели и бизнес-компетенций участников проекта, передал он «Ведомостям».

Представители Beximco не ответили на запрос «Ведомостей».