Дара Хосровшахи: «Я тот, кого называют профессиональным управленцем»

Интрига с назначением преемника Трэвиса Каланика в Uber закончилась. Пост гендиректора займет топ-менеджер онлайн-турагентства Expedia Дара Хосровшахи – антипод Каланика и в управлении бизнесом, и по характеру
Будущий гендиректор Uber Дара Хосровшахи/ Scott Eells / Bloomberg

Дара Хосровшахи станет новым гендиректором Uber, подтвердила 30 августа компания информацию, которая несколько дней гуляет в виде слухов. Новость вызвала прилив энтузиазма у ряда акционеров компании, пишет FT. Один из них заметил, что у Хосровшахи хороший подход к корпоративной культуре и опыт удачного руководства бизнесом. Второй признался, что передумал теперь продавать имеющийся у него пакет Uber.

Хосровшахи получит под руководство глобальный концерн с 15 000 сотрудников, который до сих пор глубоко убыточен, пишет WSJ. В прошлом году убыток – более $3 млн, за полгода до этого – около $1,4 млрд. Зато выручка продолжает расти. Во II квартале она составила $1,75 млрд (на 17% больше, чем в I квартале). А за весь прошлый год – $6,5 млрд.

Выручка возглавляемого Хосровшахи 12 лет онлайн-турагентства Expedia за прошлый год – $8,77 млрд, что на 31% больше, чем годом раньше; чистая прибыль – $281,8 млн, что на 63% ниже прошлогоднего показателя. Поиск нового гендиректора занял всего два месяца – довольно небольшое время для компании такого масштаба. Обычно считается хорошо, если справляются за 3–5 месяцев, уверяли рекрутеры, опрошенные WSJ. Но теперь Хосровшахи самому придется нанимать новых топ-менеджеров, включая директоров по финансам, маркетингу и операционного директора.

Дуг Мак, гендиректор ритейлера спорттоваров Fanatics, в совете которого заседает Хосровшахи, доволен: «Он понимает, как технологии ускоряют все, что вы делаете в бизнесе. И он очень ладит с вопросами [корпоративной] культуры» (цитата по WSJ).

Прошлым летом Expedia объявила, что более половины его персонала – женщины, средняя заработная плата их и мужчин одинакова, пишет Techcrunch. Хосровшахи заметил, что в управляющем звене женщин всего треть, и обещал установить баланс и там.

После сотрясавших Uber скандалов такой подход как нельзя кстати. К тому же он не является креатурой ни Каланика (тот хотел на этот пост гендиректора GE Джеффри Иммелта), ни борющегося против него венчурного фонда Benchmark, пишет интернет-ресурс Recode. Правда, у Expedia есть все-таки связи с Benchmark: ее основатель Рик Бартон – партнер этого фонда.

По характеру Хосровшахи абсолютная противоположность Каланика, отмечают собеседники Reuters: спокойный, сдержанный, он не станет вызывать к себе сотрудника, чтобы накричать на него. «Феноменальный лидер – из тех, за кем люди идут в горящие дома», – хвалил его Recode бывший топ-менеджер Expedia Берке Нортон. Glassdoor дает ему один из самых высоких рейтингов одобрения руководства – 93%, отмечает Business Insider.

Хосровшахи не новичок в сфере работы Uber, отмечает Recode: Expedia работала с прокатами машин и такси, чтобы доставить путешественников в нужную точку.

Имеет он и опыт войны с Google, пишет Techcrunch. Expedia была среди заявителей, чьи претензии кончились наказанием для Google – штрафом от Еврокомиссии в $2,7 млрд. Поисковый алгоритм Google выдавал в первых строках аффилированные с интернет-гигантом сервисы. Uber, наоборот, судится с Google в роли ответчика: истец утверждает, что Uber украл его разработки для самоуправляющегося автомобиля (очередное судебное заседание назначено на октябрь).

Есть и скептики

Но раздаются и скептические голоса.

Аналитик Atmosphere Research Group Генри Хартевельдт рассказывал Reuters, что Expedia медленно внедряла новые технологии – в частности, позволяющие персонализировать предложения для клиентов. А в Uber Хосровшахи придется принимать судьбоносные решения по проектам автопилотов и машинного обучения.

Индустрия Uber тоже несется вперед семимильными шагами. «Дочка» Alphabet Waymo начала тестировать самоуправляющиеся такси. Прямой конкурент Uber Lyft вовсю обращает в свою пользу скандалы, которые сотрясают конкурента, к тому же привлекает новое финансирование и запускает новый центр разработки автопилотирующихся машин. Китайский конкурент Didi Chuxing переходит дорогу Uber в Европе, где инвестировал в Taxify, в Бразилии, где вложился в компанию «99».

Пристрастие Хосровшахи к построению надежных компаний может сказаться на судьбе сопутствующих проектов Uber, которые сейчас только тянут деньги из компании, опасается ряд опрошенных Reuters аналитиков. В пример они приводят приложение, которое должно помогать грузоотправителям искать перевозчиков.

Правда, сам Хосровшахи с этим вряд ли согласится. «Это компания, которой очень легко потерпеть крах, – говорил он FT про Expedia. – Если вы не меняетесь как директор в индустрии, которая развивается так же быстро, как наша, вы покойник, вы вне игры». «В тот момент, когда ты прекращаешь улучшаться в интернете, кто-нибудь этим воспользуется и обгонит», – цитировала его CNN.

Продукт американской мечты

Хосровшахи родился в Иране в 1969 г., но прожил там недолго. «Наша семья убежала из Ирана перед революцией 1978 г., когда мне было девять лет, – цитирует его Bloomberg. – Мы переехали к моему дяде в Тарритаун (округ Уэстчестер, штат Нью-Йорк). Для взрослых адаптация вышла нелегкой. А дети смогли тусоваться вместе, так что это было весело <...> Отцу пришлось вернуться в Иран, чтобы заботиться о моем дедушке, когда мне было 13. Он [отец] попал в тюрьму на шесть лет, затем вернулся. Так что мама растила нас, шестерых детей, без отца».

«Мы не чувствовали себя беженцами, но, оглядываясь назад, думаю, что, по сути дела, мы ими были. Родители бросили все, чтобы приехать сюда, жить в безопасности и дать мальчикам шанс снова построить жизнь. Я помню, как отец брал нас на встречу с юристами, миграционными чиновниками, делая все возможное, чтобы обеспечить нам грин-карту – и помню его счастье, чувство облегчения, когда это наконец удалось», – цитирует Хосровшахи Business Insider.

Стратегический шаг

В России «Яндекс» и Uber решили объединить бизнесы по онлайн-заказу поездок и создать для этого новую компанию. Объединенная компания будет работать в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Uber и «Яндекс» решили инвестировать в новую компанию $225 млн и $100 млн соответственно, оценивая объединенную компанию в $3,725 млрд. Доли распределятся так: 59,3% – у «Яндекса», 36,6% – Uber, владельцами 4,1% станут сотрудники. Таким образом, Uber уступает «Яндексу» российский рынок такси после нескольких лет напряженной конкурентной борьбы – так оценила план объединения FT. Газета отмечает, что это первый стратегический шаг Uber после скандального ухода Трэвиса Каланика. В результате сделки по объединению бизнесов «Яндекс.Такси» и Uber в России и ряде соседних стран «Яндекс» станет совладельцем глобального бизнеса Uber, следует из документов материнской компании «Яндекса» Yandex N.V.

Правда, и на второй родине иранец столкнулся с дискриминацией в отношении соотечественников, замечает Reuters. Вот почему он так болезненно воспринимает попытки Трампа ограничить приезд выходцев из той или иной страны.

«Что многие американцы не ценят – так это силу бренда американской мечты в мире. Я – пример того, насколько это мощный продукт. А сейчас наш президент пытается отнять ее у людей определенного происхождения и верования. Я считаю, это печально и во многом противоречит тому, что строили отцы-основатели», – цитирует Bloomberg рассуждения Хосровшахи в тот момент, когда Expedia стала первой технологичной компанией, поддержавшей судебный иск против иммиграционной политики Трампа.

В прошлом году Хосровшахи активно поддерживал кампанию Хиллари Клинтон (хотя в лучших политических традициях жертвовал деньги и некоторым кандидатам от республиканцев, писал Recode). Про Трампа в августе этого года он написал в Twitter, что до сих пор ждет, когда президент будет соответствовать должности, а тот, увы, все время разочаровывает.

Хосровшахи считается одним из самых политизированных генеральных директоров в Америке, пишет FT.

Впрочем, дискриминация, о которой говорит Хосровшахи, не помешала ему стать президентом класса в школе и капитаном сборной по футболу и лакроссу, а затем вице-президентом студенческого совета и капитаном вузовской команды по футболу в Университете Брауна, где он изучал инженерное дело. После этого он устроился в инвестбанк Allen & Co. аналитиком, а к 1995 г. добрался по поста вице-президента. Там судьба столкнула его с Барри Диллером, медиамагнатом, гендиректором IAC (тогда – USA Networks): «Диллер был нашим клиентом. Я подумал: «Вот парень, на которого я хочу работать!» (цитата по Bloomberg). И в 1998 г. он перешел к Диллеру, занимал руководящие посты в USA Networks, а потом в другой компании – IAC Travel. В 2001 г. та совершила судьбоносную для Хосровшахи сделку: приобрела у Microsoft онлайн-туроператора Expedia.

«Мы объявили, что поглощаем Expedia. Но перед тем, как сделка была закрыта, случилась атака 11 сентября. Мы могли бы выйти из сделки. Но Барри сказал: «Люди собираются жить дальше и путешествовать, так что мы в деле», – рассказывал Хосровшахи Bloomberg. В 2005 г. Expedia была выделена в отдельную компанию из IAC, а Хосровшахи стал ее гендиректором.

«Я всегда был в первую очередь финансистом, – рассказывал Хосровшахи FT о своей переквалификации. – Для меня самым большим изменением стало то, что продукт и технологии отныне вышли на первое место». Диллер объяснял, почему доверил финансисту совершенно новый для него рынок, так: «Я думаю, он первоклассный [профессионал]. Мы поручили ему больше ответственности, чем позволял его опыт, но подумали, что он привнесет свежий, лучший подход. И это стало настоящим примером качественного лидерства, которое окрепло в Expedia».

«Поначалу я даже не знал, за что взяться, – вспоминал Хосровшахи в корпоративном видео в 2013 г. – Думаю, первый год, пока я возглавлял компанию, я был не особо хорошим руководителем». Перелом наступил, когда один из программистов не выдержал и заявил ему в лицо: «Дара, ты говори нам, что делать, но не рассказывай, где это делать», – цитирует CNN. «Это изменило мои взгляды на то, что должен делать генеральный директор. Глава международной компании не должен указывать, чем именно заниматься, его работа – нести флаг».

Рулевой Expedia

«Годы, которые я провел [в Expedia], нельзя назвать плаванием по спокойным водам», – говорил Хосровшахи в интервью FT. Поначалу компания все еще пыталась оправиться от последствий кризиса доткома. Требовались огромные инвестиции в технологии, чтобы конкурировать с другими поисковыми системами. «Отчаяние порой становилось двигателем инноваций», – шутил он.

Да и потом Expedia жилось непросто: то случится мировой финансовый кризис, когда люди в том числе отказывают себе в путешествиях, то компания обнаружит в конкурентах стартап вроде Airbnb, пишет Forbes. Но если в инвестбанке Allen & Co Хосровшахи сделал себе имя как жесткий переговорщик, то позже сумел вырасти до топ-менеджера с хорошим кругозором, который до сих пор любит участвовать в заключении сделок. Он умеет и заключить мир, особенно с госрегуляторами, и пойти на компромисс. Эти качества пригодятся в Uber.

Есть у него и опыт групповых исков (с такими сейчас борется Uber). Отели в прошлом году пожаловались в суд: Expedia размещает на своем сайте номера гостиниц, с которыми не работает, а потом извиняется (мол, мест нет) и предлагает уже номера своих партнеров. Суд решил, что у отельеров недостаточно доказательств. Другой иск был не так безобиден: в 2009 г. суд постановил Expedia выплатить $184 млн за то, что компания взимала комиссионные, исходя из высокой розничной стоимости мест в гостинице и авиабилетов, при этом налоги платила с низких оптовых цен.

При Хосровшахи Expedia стала крупнейшим онлайн-турагентством по количеству бронирований, совершила ряд стратегических поглощений и более чем удвоила выручку за четыре года, перечисляет Reuters. За 12 лет его руководства акции Expedia выросли более чем вшестеро. Тогда ее продажи были $15 млрд, сейчас – $72 млрд, вторит Recode. Выручка же Expedia в 2005 г. была $2,1 млрд, в 2016 г. стала $8,7 млрд, пишет Business Insider.

Сама Expedia существует с 1996 г., ее штаб-квартира находится в штате Вашингтон, поэтому, несмотря на успешную работу, Хосровшахи не был заметен в сообществе Кремниевой долины, отмечает Business Insider. Но и регион Сиэтла тоже считается средоточием высокотехнологичных компаний и соперником Калифорнии. Правда, если не считать Джеффа Безоса и плеяды топ-менеджеров Microsoft, остальные местные технари не так известны, как их конкуренты с Западного побережья США. «Я отличаюсь от многих молодых гендиректоров тем, что я не основатель бизнеса, – цитирует Хосровшахи CNN. – Я тот, кого называют профессиональным управленцем».

Как Каланик расстался с любимой компанией

Известия о возможной отставке основателя Uber Трэвиса Каланика с поста гендиректора компании появились весной. К тому времени венчурные инвесторы оценивали бизнес Uber примерно в $68 млрд.
В марте ВВС со ссылкой «на два надежных и независимых друг от друга источника» сообщила, что Каланик может уйти после назначения главного операционного директора. Ранее в феврале компания сообщала, что новая должность учреждена в помощь гендиректору. Также предполагалось, что новому топ-менеджеру перейдут некоторые функции президента, которым к тому времени всего полгода проработал Джефф Джонс. Практически сразу Джонс объявил о «несовместимости» с компанией, обнаружив, что его «подход к лидерству» отличается от того, что он увидел в Uber.
В 2017 г. вокруг Uber разразилось несколько скандалов: в частности, менеджмент обвиняли в сексистских взглядах, компанию уличили в использовании софта для слежки за конкурентами. Сообщалось, что компания много лет использовала специальную программу, которая не позволяла полицейским и чиновникам-контролерам заказывать такси – так Uber избегала проверок.
Героем одного из скандалов стал сам Каланик: в интернет попала видеозапись, на которой он ссорится с водителем Uber, недовольным маленькой зарплатой. Отец-основатель закончил разговор так: «Некоторые люди просто не любят брать ответственность за свое собственное дерьмо. Они винят других в том, что происходит в их жизни. Удачи!» (цитата по Harvard Business Review Россия).
Звучали и другие обвинения в нарушении этики и закона, были претензии к техническому состоянию автомобилей.
Главную роль в устранении Каланика сыграла венчурная фирма Benchmark, ее партнер Билл Гурли – акционер и член совета директоров Uber. К Benchmark присоединились еще четыре основных инвестора: First Round Capital, Lowercase Capital, Menlo Ventures и Fidelity Investments – все они потребовали немедленной отставки Каланика, который в итоге согласился с их требованием. Он покинул компанию 21 июня.
NYT написала о прощальном заявлении Каланика, в котором сказано, что он любит Uber больше всего на свете и уходит, чтобы компания могла вернуться к развитию бизнеса, а не тратить время на очередной конфликт.
Uber еще предстоит решить неопределенность, связанную с будущей ролью Каланика, заявила гендиректор Hewlett Packard Enterprise Мег Уитман (по сообщению FT). Уитман называли одним из кандидатов на пост руководителя Uber.

Управленец-миллионер

По данным FactSet, в 2016 г. Хосровшахи заработал $2,45 млн. За год до этого – целых $94,6 млн (в основном опционами): за счет того, что заключил долгосрочное соглашение с Expedia, которое должно было истечь в 2020 г. (по версии компании Equilar, стал самым высокооплачиваемым гендиректором в США в 2015 г.).

У нового гендиректора Uber хорошие связи в технологической индустрии, отмечает Reuters. Его двоюродные братья Али и Хади Партови – известные инвесторы в этот сектор. Хади охарактеризовал кузена как человека из тех, «кого люди ищут в напряженной ситуации как парня, который сможет сплотить людей». Али добавил, что Хосровшахи «умеет привносить порядок в хаос». Помимо кузенов и другие его родственники работают в известных компаниях – Intel, Google Ventures, пишет Recode.

Технологичное увлечение

Последнее увлечение Хосровшахи – голосовые помощники. В его доме их несколько, рассказывал он FT. Он фантазирует, как в один прекрасный день голосовой поиск заменит все окошки, в которых надо вписывать название места назначения и проч. «Вы вот-вот окажетесь в мире, где люди будут задавать вопросы <...> а мы будем способны ответить на любой вопрос о путешествиях».

«Мы тестируем новый функционал для [голосового помощника] Alexa Amazon. Возможность спросить: «Хочу слетать на следующие выходные в Нью-Йорк прямым рейсом, два места рядом» – это вызов и возможность», – рассказывал он Bloomberg. Но Хосровшахи хотел больше – чтобы голосовой помощник выступил в роли консьержа, подав машину Uber в аэропорт, ровно когда вы приземлитесь и получите багаж, и заказав в отеле не просто номер, а номер, имеющий все шансы вам понравиться, пишет FT.

Несмотря на наполеоновские планы на работе, Хосровшахи посвящает семье немало времени. «Мы поженились 12.12.12 в Лас-Вегасе, и на ней была футболка [рок-группы] Slayer. Можете сами рассудить, с какой женщиной мне повезло быть. У нас четверо детей» (цитата по Bloomberg).