АЕБ намного ухудшила прогноз продаж автомобилей на 2016 год

За минувшие полгода падение так и не замедлилось
В июне продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 12,5%/ А. Гордеев/ Ведомости

По итогам года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей составят 1,44 млн шт., что означает падение на 10,3% по сравнению с 2015 г. Таков обновленный прогноз Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), опубликованный сегодня. Он «подразумевает замедление негативного тренда во второй половине 2016 г. до уровня 6-7% или, иными словами, до половины того, что мы наблюдали в текущем году», поясняет председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Предыдущий прогноз АЕБ, опубликованный в январе, предполагал снижение на 4,7% до 1,53 млн машин. В феврале PricewaterhouseCoopers (PwC) прогнозировала сокращение российского авторынка до 1,1 млн машин (-14%; учитываются данные по регистрации) при базовом сценарии и до 1,2 млн при оптимистичном (-10%).

«Автостат» и ранее прогнозировал падение в диапазоне 5-10%, но итоговая цифра ближе к 10%, говорит его исполнительный директор Сергей Удалов. Ожидать сильного подъема во второй половине года, который смог бы компенсировать падение января – июня, не стоит, считает он. Падение на 10% ожидаемо, объективных предпосылок для восстановления рынка нет, думает председатель совета директоров «Транстехсервиса» Вячеслав Зубарев. Однако на спрос по-прежнему могут влиять макроэкономические факторы – цена на нефть, курс доллара, оговаривается он. Отложенный спрос есть, но платежеспособность населения не восстановилась, люди стали в целом более осторожны в тратах, зачастую отдают предпочтение подержанным машинам, говорит Зубарев.

В июне продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 12,5% до 122 633 машин, сообщил АЕБ, по итогам первого полугодия – на 14,1% до 672 140 штук. «Рынок продолжил сжатие, выраженное двузначными цифрами, т. е. быстрее, чем предполагалось в начале года», - отметил Шрайбер. Июньский результат тем не менее на 13,9% лучше майского – тогда продано на 14 698 автомобилей меньше, следует из данных АЕБ.

Продажи лидера среди марок Lada в июне сократились на 16% до 22 229 автомобилей. Номером два Kia продано 12 780 машин (-8%), автомобилей марки Hyundai, замыкающей тройку лидеров, – 12 001 (-2%).

Среди массовых марок российского рынка в первом полугодии смогли улучшить позиции ГАЗ (LCV) - 24 750 шт. (+6%); Ford - 20 678 шт. (+51%) и Lexus - 11 087 шт. (+17%). В тop-20 рынка впервые вошла китайская марка Lifan, продавшая за шесть месяцев 7565 машин (+63%).

В рейтинге популярных моделей российского рынка произошла перестановка на первых позициях - Lada Granta, в течение нескольких лет лидер покупательских предпочтений, по итогам полугодия пропустила вперед Hyundai Solaris (43 967 и 45 930 шт. соответственно). В июне продажи Granta упали почти вдвое до 7219 шт., Solaris - только на 6,1% до 8676 шт. Среди самых популярных моделей рынка две новинки крупнейшего российского производителя - Vesta (22 894 шт.) и Xray (8042 шт.).

Во втором полугодии 2015 г. машин было продано больше, чем в первом, поэтому ожидать существенного восстановления во второй половине этого года также не стоит, считает председатель правления «Авилона» Андрей Павлович. Правда, Павлович полагает, что по итогам года падение не превысит 10%. Рубль укрепился, если резких колебаний курсов не будет, производители могут пойти на снижение цен, что отразится на продажах, рассуждает он, а если девальвация снова усилится, то это также подстегнет спрос.