Петербургский автопром восстанавливается от кризиса

Производство легковых машин, падавшее с 2013 года, в этом году начало расти
Петербургский автопром восстанавливается от кризиса/ Евгений Егоров / Ведомости

Текущий год стал переломным для петербургского автопрома. Общее производство легковых машин, падавшее с 2013 г., начало расти на фоне восстановительного спроса на российском рынке.

По итогам года производство легковых автомобилей в стране может вырасти на 18% до 1,33 млн шт., по прогнозу «АСМ-холдинга». Выпуск на петербургских заводах увеличится еще больше – на четверть, по оценке гендиректора «Auto-Dealer-СПб» Михаила Чаплыгина. Впрочем, отдельные предприятия демонстрируют рост производства уже второй год подряд.

Корейский гигант

За время затяжного падения спроса на российском рынке средняя загрузка российских автозаводов сократилась до 40%, приводил данные Минпромторг РФ. Но это не относится к «Хендэ мотор мануфактуринг рус»: крупнейший в петербургском автопроме по мощности и количеству выпускаемых автомобилей завод работал на полную мощность (более 200 000 машин в год) и в 2017 г., и во время кризиса. По словам представителя «Хендэ мотор мануфактуринг рус», на автозаводе работает 2200 человек: «Мы не сокращали и не увеличивали численность персонала». Полная загрузка связана со стратегией корейских брендов Hyundai и Kia по увеличению доли на российском рынке. Для сравнения: в 2012 г. две марки совокупно занимали 12,3% рынка, по итогам 2016 г. их общая доля выросла до 20,7%, а в январе – ноябре 2017 г. достигла 21,9%, следует из данных АЕБ. На заводе выпускаются Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio – все три модели входят в топ-5 бестселлеров российского рынка по итогам 10 месяцев 2017 г.

«Россия входит в число стратегически важных рынков для Hyundai Motor Group, – подчеркивает представитель «Хендэ мотор мануфактуринг рус». – Завод является единственной собственной и главной производственной площадкой для выпуска автомобилей брендов Hyundai/Kia в России».

По итогам года завод выпустит почти 228 000 автомобилей – примерно на 10% больше, чем годом ранее, говорит его представитель. Это уровень 2015 г. В 2018 г. предприятие рассчитывает сохранить полную загрузку и также выпустить более 220 000 машин: «Точный производственный план станет известен в самом конце года». В последние два года «в рамках подготовки к запуску четырех новых моделей на заводе прошла большая модернизация производственной линии, которая коснулась каждого цеха», продолжает представитель «Хендэ мотор мануфактуринг рус». Этот проект обошелся в $300 млн, а общие инвестиции в завод достигли $1 млрд. Летом 2016 г. на конвейер встал компактный кроссовер Hyundai Creta (в последние два месяца это самая продавая модель марки в России), в 2017 г. началось производство новых Hyundai Solaris, Kia Rio и его кросс-версии Kia Rio X-line. Основным рынком сбыта для завода остается Россия, часть продукции идет на экспорт в страны ближайшего зарубежья – в Казахстан, Белоруссию, на Украину, в Азербайджан. В 2017 г. планируется отправить за рубеж около 5000 машин. Небольшие объемы связаны с емкостью соседних стран и мерами защиты своего рынка, которые ввел, в частности, Казахстан, поясняет представитель «Хендэ мотор мануфактуринг рус». «В ближайшее время мы планируем начать отгрузки компонентов для последующей сборки автомобилей Hyundai/Kia в Казахстане и надеемся, что это позволит нам увеличить экспорт в следующем году», – рассказал он. Параллельно завод ведет переговоры с Минпромторгом, Минэкономразвития и правительством Санкт-Петербурга о вариантах поддержки при развитии локализации производства. В частности, Минпромторг сообщал, что корейский автоконцерн хочет организовать производство двигателей в России. Под этот проект может быть подписан специальный инвестиционный контракт, который взамен на инвестиции и другие условия гарантирует неухудшение налоговых условий, доступ к мерам господдержки. «По итогам этих переговоров будет принято решение о перспективах увеличения локализации», – замечает представитель «Хендэ мотор мануфактуринг рус».

Первые иностранцы

Старейший в петербургском автокластере и первый иностранный автозавод в России – завод Ford во Всеволожске Ленинградской области. Здесь выпускаются седан Mondeo и Focus в разных кузовах. Предприятие было построено в 2002 г. и наряду еще с двумя автозаводами в Татарстане сейчас входит в совместное предприятие Ford Sollers. За время кризиса завод во Всеволожске, как и многие в отрасли, несколько раз приостанавливал производство, оптимизировал численность сотрудников. Но 2017 г. Ford Sollers увеличил план производства на заводе во Всеволожске с 15 000 в 2016 г. до примерно 20 000 машин в 2017 г. (в 2016 г. рост составил почти 3%). Мощность завода – свыше 160 000 машин в год.

Продажи автомобилей марки Ford в России, сильно упавшие в разгар кризиса, растут второй год подряд, свидетельствуют данные АЕБ. В 2016 г. – на 10% (весь рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 11%). По итогам 11 месяцев 2017 г. марка также чувствовала себя лучше рынка – рост на 16% против 11,7% в целом по рынку. «Мы с начала года вернулись на пятидневный график работы, что было обусловлено ростом продаж модели Focus», – говорит представитель Ford Sollers. Продажи Focus выросли за 11 месяцев 2017 г. на 22%, приводит он данные. «В следующем году мы продолжим развивать специальные версии Focus, а также оказывать поддержку другим производственным площадкам Ford Sollers», – отмечает представитель совместного предприятия.

«Конечно, хотелось бы работать с загрузкой в три смены, как делают некоторые наши коллеги. Я надеюсь, когда-то мы к этому придем, правильно определив продуктовую стратегию», – говорил летом 2017 г. в интервью «Ведомостям» президент Ford Sollers Адиль Ширинов.

Японцы из Санкт-Петербурга

У петербургского завода Toyota в этом году не было крупных проектов. Но предприятие активно наращивает производство: в 2016 г. – почти на 20%, а в этом году фиксируется двукратный рост (за восемь месяцев выпущено почти 45 000 автомобилей).

Главная причина такой динамики – запуск в 2016 г. производства кроссовера RAV4. Мощности завода удвоились до 100 000 машин в год. До этого долгое время предприятие выпускало лишь одну модель – Toyota Camry. Появление локального производства RAV4 помогло увеличить и экспорт. За восемь месяцев 2017 г. из России на рынки Казахстана и Белоруссии было поставлено 3876 автомобилей Toyota – почти на 70% больше, чем в январе - августе 2016 г.

Главным событием 2017 г. для завода Nissan в Санкт-Петербурге стало возвращение второй рабочей смены. Численность персонала теперь составляет 1905 человек против 1531 в начале года, говорит представитель Nissan. В прошлом году завод выпустил 36 464 автомобиля, а по итогам 2017 г. хочет увеличить производство примерно на четверть (в прошлом году рост составил 8%).

Сейчас завод производит Qashqai, Х-Trail, Murano. В этом году конвейер предприятия покинул Pathfinder, продажи которого составляли несколько десятков единиц в месяц по России, напоминает Чаплыгин.

«Россия является для Nissan ключевым стратегическим рынком с высоким потенциалом стать рынком № 1 в Европе», – подчеркивает представитель компании. Завод Nissan в Санкт-Петербурге способен выпускать до 100 000 машин в год. «Мы строили его, еще когда рынок активно рос, но потом он обрушился приблизительно до половины того уровня, на который мы рассчитывали», – сказал в августе 2017 г. в интервью «Ведомостям» председатель управляющего комитета Nissan Europe Пол Уиллкокс. По его словам, в будущем на петербургском заводе может быть налажена сборка машин других участников альянса (в него входят Renault, «АвтоВАЗ» и Mitsubishi). Какие модели могут появиться, пока не известно. Автомобили для партнера по альянсу уже выпускает московский завод Renault (кроссовер Nissan Terrano) и «АвтоВАЗ» (модели Renault, Nissan и Datsun).

Еще один способ увеличения загрузки мощностей – экспорт. Пока компания концентрируется на поставках за рубеж не готовых машин, а автокомпонентов. Завод Nissan в Санкт-Петербурге экспортирует передние и задние бамперы на Nissan X-Trail собственного производства. «Это позволило значительно сократить стоимость деталей по сравнению с их аналогами, которые до этого момента поставлялись из Японии», – отмечает представитель компании. По его словам, Nissan ведет переговоры как внутри компании, так и с государственными органами страны о расширении экспорта.

Для успешной реализации экспортных проектов необходимо, чтобы продукция была конкурентной не только по качеству, продолжает представитель российского офиса Nissan. «Наше качество не только не хуже, но даже в ряде случаев превосходит качество аналогичной продукции, произведенной в других странах, – отмечает он. – Но также продукция должна быть конкурентоспособной по себестоимости. К сожалению, из-за невысоких объемов, больших издержек, сложностях в локализации компонентой базы в России экспортные возможности довольно ограничены».

Компания направила федеральным властям свои предложения в отношении того, какие, на ее взгляд, меры для поддержки экспорта необходимы. «Среди ключевых мер мы упоминали компенсацию логистических затрат, затрат на запуск новых моделей и их адаптацию под экспортные рынки, – говорит представитель (такая поддержка предприятиям автопрома уже оказывается. – «Ведомости»). – Однако особое внимание мы хотели бы уделить необходимости дополнительной государственной поддержки, необходимой для реализации крупных экспортных проектов». Эффект от реализации одного крупного проекта до 100 000 автомобилей в год несравним с обычными экспортными проектами, отмечает он. За счет объема повышается локализация модели, улучшается ее себестоимость и, как следствие, повышается конкурентоспособность модели по сравнению с аналогичной продукцией, производимой в других странах, поясняет собеседник. «Такие проекты будут являться существенным толчком в развитии автокомпонентной отрасли», – уверен он.

Куда поедут дальше

Дальнейший рост локализации петербургских предприятий – большая проблема, соглашается Чаплыгин. «По нашим наблюдениям, предприятия в поисках местных поставщиков уже уперлись в какую-то планку, – поясняет он. – Новых найти сложно, так как те не выполняют требований заводов. А проверенные зарубежные поставщики за последние 2–3 года практически не заявляли о своих планах по открытию производств в России, и в частности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области».

Но основная проблема для всех петербургских заводов – это сохраняющиеся сложности с расширением рынков сбыта, продолжает Чаплыгин. По его мнению, существующий резерв мощностей создает предпосылки для расширения экспорта и выпуска новых моделей. Например, одна модель могла бы появиться на заводе Toyota и две на Nissan, думает он. Особенно, по его мнению, стоит ждать новинок от Nissan, который загружен на 40%. «Скорее всего, в следующем году мы увидим незначительный рост. На производство, конечно, могут повлиять и программы государственной поддержки авторынка», – говорит Чаплыгин. Решений о программах стимулирования спроса на рынке в 2018 г. пока нет – их принятие ожидается в декабре. Ранее Минпромторг пообещал продлить адресные программы поддержки «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль».

Есть у петербургского автопрома еще один резерв для роста – петербургский автозавод General Motors (GM) мощностью почти 100 000 машин в год с лета 2015 г. законсервирован. Здесь выпускались модели под марками Chevrolet, Opel, Cadillac.

В октябре 2017 г. заместитель премьер-министра Узбекистана Нодир Отажонов заявил, что совместное предприятие GM Uzbekistan хочет организовать сборочное производство в России. Российской стороной предложено рассмотреть завод GM в Санкт-Петербурге, пояснял Минпромторг. GM Uzbekistan выпускает 10 моделей под брендами Chevrolet и Ravon на трех площадках в Узбекистане. Учитывая, что один из акционеров компании – GM, было бы логично задействовать в России свободные мощности американского автоконцерна, считает сотрудник одного из автоконцернов. Это ускорит процесс запуска производства и позволит в том числе сэкономить на окраске, поясняет он.

«Предприятие остается в собственности компании GM, и на заводе на постоянной основе находится команда сотрудников «Джи эм авто», которые осуществляют необходимый комплекс мероприятий по поддержанию технологического оборудования и остального имущества компании в надлежащем состоянии», – сообщил представитель американского автоконцерна. Расконсервация завода пока не планируется, добавил он.