Статья опубликована в № 2678 от 27.08.2010 под заголовком: Прощай, «классика»!

"АвтоВАЗ" в очередной раз прекращает выпуск заднеприводной "классики"

«АвтоВАЗ» в следующем году прекратит выпуск классических моделей, основанных на разработках 45-летней давности. Lada-2107 станет собирать «Ижавто», а производство Lada-2105 скорее всего будет прекращено
Пресс-служба «АвтоВАЗа»
«АвтоВАЗ»

Автопроизводитель. Акционеры: Renault – 25%, «Тройка диалог» – 24,8%, «Ростехнологии» – 18,8%. Капитализация – 25,96 млрд руб. Финансовые показатели (7 месяцев 2010 г., РСБУ): выручка – 71,5 млрд руб., прибыль – 24 млн руб.

Ижавто

Автопроизводитель. До остановки в мае 2009 г. выпускал Kia, Lada, «Иж», с сентября 2009 г. – в процессе банкротства. Акционеры: «Иж-комплект» – 24,9%, «Ижмаш-инвест» – 25%, «Гросс» – 24,9%, «Норэкс» – 25%. Финансовые показатели (6 месяцев 2010 г., РСБУ): Выручка – 17 млн руб. Убыток – 961,5 млн руб.

О возобновлении на «Ижавто» сборки Lada-2104 из машинокомплектов «АвтоВАЗа» вчера на Московском международном салоне объявил президент тольяттинского завода Игорь Комаров. Соответствующее соглашение уже подписано с Объединенной автомобильной группой (ОАГ, «дочка» «Сбербанк-капитала», арендует мощности находящегося в состоянии банкротства «Ижавто»), добавил представитель автозавода Игорь Буренков. Гендиректор ОАГ Игорь Кульган подтвердил это. С 2011 г. с «АвтоВАЗа» на «Ижавто» будет перенесено и производство «классики», рассказал Комаров. Принципиальное соглашение о переносе Lada-2107 достигнуто, в ближайшее время планируется подписать соответствующее соглашение, уточнил Кульган. А вот производить Lada-2105 ОАГ не собирается. Вопрос о судьбе «пятерки» решается, говорит Буренков.

«АвтоВАЗ» передал «четверку» на «Ижавто» еще в 2003 г. Ижевский завод собирал эту модель до своей остановки в мае 2009 г. Через четыре месяца на «Ижавто» была начата процедура банкротства, но уже тогда менеджмент компании заявил, что ведет переговоры с «АвтоВАЗом» и Kia о возобновлении производства их автомобилей. Нынешним летом внешний управляющий «Ижавто» Михаил Котов также говорил, что ведутся переговоры и о переносе на «Ижавто» остальных «классических» моделей.

Перенос производства возможен, но для этого необходимо инвестировать в «Ижавто» определенные средства для дооснащения его сборочной линии, а компания с 2009 г. должна «АвтоВАЗу» 252,7 млн руб. за поставленные машинокомплекты, говорил Комаров. Будет ли «АвтоВАЗ» вкладывать дополнительные средства в подготовку «Ижавто» и в каком объеме, президент «АвтоВАЗа» вчера не сказал. Финансовые условия сотрудничества «АвтоВАЗа» и ОАГ Комаров и Кульган также не раскрыли, с Котовым связаться не удалось.

Представитель Сбербанка (контролирует более 60% задолженности «Ижавто» – управляющий зафиксировал требования кредиторов к нему в объеме 13,5 млрд руб.) на запрос «Ведомостей» не ответил.

В течение последних нескольких лет спрос на «классику» неуклонно снижался, но со стартом программы утилизации в марте продажи Lada-2105/2107 рванули вверх – теперь на эти автомобили приходится до 25% продаж.

Чтобы удовлетворить спрос, «АвтоВАЗ» даже был вынужден выделить под сборку «классики» одну из двух оставшихся ниток главного конвейера, говорит Буренков. Перевод их на «Ижавто» позволит увеличить сборку более прибыльных Samara и Priora, сказал Комаров.

До конца года «Ижавто» намерена собрать 9000 автомобилей, рассказал Кульган, машинокомплекты для них будет поставлять «АвтоВАЗ», а их сбытом «Ижавто» будет заниматься самостоятельно.

«Семерки» же станут собираться по давальческой схеме: машинокомплекты и готовые автомобили будут принадлежать «АвтоВАЗу», а «Ижавто» будет получать комиссию за сборку, продолжает Кульган. В перспективе компания хочет собирать по 100 000 «классических» Lada в год, а в ближайшие две недели она намерена наконец заключить соглашение о сборке автомобилей Hyundai/Kia и планирует начать их производство к концу 2010 г., надеется он. Представители этих компаний от комментариев отказались.

Справедливая комиссия за сборку иномарки составляет около $1000, но вряд ли «АвтоВАЗ» будет выплачивать «Ижавто» даже половину этой суммы, полагает директор российского офиса A.T. Kearney Евгений Богданов. «АвтоВАЗу» необходимо избавляться от «классики» – она мешает наращивать объемы более прибыльных Samara и Priora, считает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. «Ижавто» вполне может рассчитывать на заявленные объемы, но это временный вариант – пока завод не освоит сборку машин Hyundai/Kia или других производителей, постепенно продажи «классики» будут падать, полагает он.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать