Автопроизводители начали готовиться к кризису

Группа ГАЗ, как и во время кризиса 2008 г., первой из российских автопроизводителей сократила прогноз производства уже на 2011 г. Ее конкуренты уверяют, что спрос на их машины пока стабилен
А.Махонин

Группа ГАЗ

Автопроизводитель. акционеры: «Русские машины» Олега Дерипаски (61,05% обыкновенных акций), 100%-ные «дочки» – «ГАЗ-резерв» и автозавод «Урал» (16,15%). капитализация – $625,1 млн. выручка (МСФО, 1-е полугодие 2011 г.) – 52,1 млрд руб. прибыль – 1,5 млрд руб.

Группа ГАЗ на 17% снизила план по выпуску легких коммерческих автомобилей (LCV) на ноябрь – декабрь, сообщил президент ГАЗа Бу Андерссон. В этом году компания выпустит более 105 000 автомобилей. Это на 4,5% меньше предыдущего плана и на 47,5% выше показателя 2010 г.

«Что будет происходить в следующем году, я не знаю, но мы готовимся к худшему», – сказал Андерссон, отметив, что объем автомобильного рынка может снизиться или вырасти на 20%. ГАЗ уже решил сократить на 10% число руководителей и специалистов, сказал он.

До сих пор группа ГАЗ увеличивала прогнозы продаж. Летом Андерссон обещал, что объем производства LCV должен составить 100 000 автомобилей. Затем прогноз был повышен до 110 000 шт. Сейчас компания скорректировала планы в сторону уменьшения, объяснил представитель ГАЗа. Потребители, а в основном это розничные покупатели, в последние два месяца склонны откладывать покупки «Газелей» либо сокращать объемы заказов, продолжает он. Этот сегмент более чувствителен к кризисным явлениям в экономике – три года назад группа ГАЗ также раньше остальных автопроизводителей объявила о сокращении производства, напоминает собеседник «Ведомостей». По другим сегментам, в которых работает группа, планы не меняются: компания планирует продать около 12 000 «Уралов» и свыше 13 000 автобусов, подчеркнул он.

Исходя из данных АЕБ, с февраля 2011 г. темпы роста продаж LCV ГАЗа снижались почти каждый месяц (см. график), но падения продаж по сравнению с 2010 г. зафиксировано не было. Не заметили снижения спроса и дилеры ГАЗа. В первом полугодии 2011 г. нижегородская ТКЦ ГАЗ АТО зафиксировала 15%-ный рост продаж, а за год планирует нарастить их на 20%, сказал замдиректора дилера Михаил Тренкин. К концу года активно покупать LCV начинают бюджетные организации, отмечает он.

Другие работающие в России автопроизводители более оптимистичны. Снижения продаж нет, но рынок стал волатильным – продажи сильно зависят от макроэкономических новостей и такая ситуация сохранится и в следующем году, говорит представитель «Соллерса» (собирает «УАЗы», SsangYong, Isuzu и Fiat). А вот спрос на LCV остается стабильным, продолжает он. Российские продажи Lada в октябре 2011 г. сократились на 3% до 49 270 штук по сравнению с тем же месяцем прошлого года, но это было ожидаемо: закончилась программа утилизации, которая сильно помогла продажам в прошлом году, говорит директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков. «Камаз» в этом году несколько раз повышал производственный план (сейчас – 45 000 грузовиков) и пока снижать его не собирается: на все эти автомобили уже есть покупатели, уверяет представитель завода. Его коллега из Renault добавил, что падения спроса его компания не ощущает: продажи по-прежнему ограничены в основном мощностью автозавода «Автофрамос», собирающего Logan и Sandero.

ГАЗ почувствовал падение спроса первым, но в случае ухудшения макроэкономической обстановки продажи и производство начнут падать и у других – просто сейчас они поставляют уже законтрактованные машины, отметил гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. В этом году, по его мнению, в России будет продано 2,45 млн легковых автомобилей и около 170 000 LCV. А в 2012 г. рост в лучшем случае составит 3–5%, а в худшем – рынок может провалиться на 15–20%.