Руководители «Аэрофлота» стали меньше зарабатывать

В следующем году компания начнет новую программу вознаграждения топ-менеджмента
Кризис отразился на зарплатах авиаторов/ С. Николаев/ Ведомости

На конец сентября «Аэрофлот» стоил 39,2 млрд руб. «Капитализация начала расти в октябре, как только стало известно, что «Аэрофлот» не купит «Трансаэро», вчера капитализация составляла 58 млрд руб.», – говорит аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин.

Суммарное вознаграждение 12 членов правления «Аэрофлота», включая гендиректора Виталия Савельева, раскрыто в отчете авиакомпании. Названная сумма – 274 млн руб. – оказалась в 3,1 раза меньше, чем в январе – сентябре 2014 г. (860 млн), хотя количественно состав правления не менялся. Вознаграждение учитывает все выплаты: зарплаты, премии, льготы, компенсации.

Согласно рыночной практике руководитель зарабатывает в 1,5–2 раза больше остальных топ-менеджеров, говорит партнер TopContact Executive Search Артур Шамилов. KPI для всего правления по требованиям к прозрачному корпоративному управлению должен быть один и вознаграждение всех его членов должно меняться пропорционально, добавляет Шамилов.

Основной KPI для членов правления, от которого зависит вознаграждение, – капитализация компании, учитываются и другие критерии, например перевозки, говорит представитель «Аэрофлота».

Из 860 млн руб. января – сентября прошлого года 565 млн члены правления заработали в III квартале, следует из отчетности компании. «Это были в том числе выплаты за достижение целевых показателей в 2013 г. по программе вознаграждения топ-менеджмента. Тогда отрасль была на пике, в 2014 г. начался кризис, выплат по программе за 2014 г. не было, не будет их и за 2015 г.», – объясняет представитель компании. С 2016 г. по 30 июня 2019 г. будет действовать обновленная программа, по ней члены правления получат дополнительное вознаграждение в случае роста капитализации до 100 млрд руб., продолжает собеседник.

Вознаграждение топ-менеджмента составит 0,5% от прироста капитализации за время действия новой программы, сообщала компания.

«Аэрофлот» имеет кратный потенциал роста, у компании новый флот, она наращивает перевозки, несмотря на снижение в отрасли, но стоит в разы ниже сопоставимых европейских перевозчиков: например, капитализация Turkish Airlines – $4,3 млрд, говорит Ганелин.

Выплаты членам правления «АвтоВАЗа» в III квартале по сравнению со II кварталом сократились почти в 1,5 раза до 66,7 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. – на 16%, а члены правления не получили премии, следует из отчетов компании. Снижение выплат в III квартале связано с ухудшением финансовых результатов, пояснил представитель «АвтоВАЗа», других подробностей он не раскрыл. По итогам девяти месяцев 2015 г. «АвтоВАЗ» получил чистый убыток в 9,5 млрд руб. по РСБУ, в первом полугодии чистая прибыль компании была 729 млн руб.