Бизнес
Бесплатный
Наталья Ищенко| Анастасия Демидова| Полина Гриценко|Мария Кунле

Ритейлеры и производители оказались не готовы к девальвации рубля

Но не спешат повышать цены, опасаясь остановки продаж

Российские ритейлеры и производители, чьи товары зависят от валютных курсов, оказались не готовы к новой волне девальвации рубля. Об этом заявило большинство опрошенных «Ведмостями» компаний.

Рубль на этой неделе поставил несколько антирекордов, на торгах на Московской бирже в четверг курс доллара достигал 85,5 руб., евро - более 93 руб. Накануне председатель Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что текущий курс рубля является фундаментально обоснованным. Большинство компаний планировали работу на 2016 г. еще в октябре-ноябре 2015 г., говорит директор по закупкам и логистике агропромышленной группы "Продо" Генрих Арутюнов. Тогда никто и никак не мог планировать курс, который сложился во второй половине января, рассуждает он: «Даже если и были такие пессимистичные прогнозы, то смельчаков принимать убыточный бизнес-план на 2016 г. вряд ли нашлось бы, а в том, что при курсе доллара в 85 руб. большинство компаний будут в убытке, сомневаться не приходится». Кондитерская фабрика «Победа» ждала, что среднегодовой курс в 2016 г. будет в диапазоне 70-80 руб. за $1, говорит президент компании Виталий Муравьев.

Производитель лекарств Merck также не включал в расчеты при планировании бюджета на 2016 г. сегодняшний курс рубля к евро, констатировал директор подразделения «Биофарма» Merck по России и СНГ Рожье Янссенс: на момент разработки бюджета невозможно было предположить столь серьезную девальвацию национальной валюты. Sanofi в базовый сценарий развития бизнеса в России закладывала те параметры, которые изначально были заложены правительством в бюджетный сценарий страны на 2016 г., говорит гендиректор Sanofi в Евразии Наира Адамян.

Но большинство производителей и продавцов не планируют роста цен, пропорционального девальвации. Ситуация сейчас отличается от 2014 и 2015 гг.: многие компании боятся остановки продаж из-за сократившейся покупательной способности россиян. Например, такая ситуация у автодилеров. В начале 2015 г. некоторые автоконцерны резко подняли цены на весь модельный ряд, а затем вынуждены были их скорректировать или объявить масштабные скидки, рассказала Светлана Виноградова, директор «Mitsubishi Рольф центра». Автопроизводители осознали, что резкий рост цен останавливает продажи, поэтому никто из партнеров «Аларм моторс» пока не заявлял о повышении цен более чем на 3-5%, подтверждает гендиректор дилера (Ford, Kia, Peugeot, SsangYong) Роман Слуцкий. Такая ситуация сохранится и при курсе около 90 руб. за евро, считает он. Кроме того, у дилеров остались товарные запасы с прошлого года, добавляет Слуцкий. В целом дистрибуторы «заняли выжидательную позицию», говорит Виноградова из «Mitsubishi Рольф центра». «Но в том, что им придется корректировать цены с учетом нового курса национальной валюты, не приходится сомневаться», - считает она.

«К сожалению, на данный момент у нас нет выбора и мы вынуждены повышать цены на продукцию, пока не наладим производство в России», - сетует генеральный директор и совладелец «Лаш Раша» (магазины косметики Lush в России) Дмитрий Азаров. По его словам, компания подождет до конца января, чтобы понять, «насколько устойчив рынок», в целом рост цен составит 7-12% в зависимости от колебаний курса, говорит он. «Мы прекрасно понимаем, что изменение цен может привести к снижению покупательского спроса, некоторые наши магазины могут стать убыточными, их придется закрыть, но, к сожалению, другого выбора у нас нет», - рассуждает Азаров. Другой крупный продавец косметики, Avon, «стремится компенсировать обесценивание валюты эффективным планированием», говорит представитель компании. К пересмотру цен компания прибегает только в случае крайней необходимости, заверяет он. Рост цен на импортируемые продукты Avon за прошлый год лишь отчасти компенсировал ослабление рубля, добавляет собеседник «Ведомостей».

Продавец бытовой техники и электроники «Эльдорадо» сообщил, что получил от большинства производителей уведомления о повышении отгрузочных цен на все категории товаров. «Произошел пересмотр цен в сторону их повышения», - сообщил ритейлер. По словам представителя «Связного», «нельзя исключать, что в ближайшее время цены на зарубежную технику различных брендов могут повыситься»: за последние три месяца курс рубля упал к доллару примерно на 30%, напоминает он.

Падение покупательной способности не дает пространства для маневра и производителям продовольственных товаров. Например, в производстве мясных продуктов «речь идет не о повышении цен, а о серьёзном тренде в 2016 г. на снижение - и связано это с падением спроса», говорит Арутюнов из «Продо». К примеру, оптовые цены на свинину за последние 4 месяца снизились на 30-40%, с января 2016 г. заметно стали снижаться цены на птицу, перечисляет он. «Поэтому при всем желании производителей не допустить убытков, связанных с ростом себестоимости из-за роста валюты, это невозможно сделать по рыночным причинам: просто никто не купит ваши товары», - говорит он. Но если курс рубля продержится на текущих уровнях несколько месяцев, то производители могут все же пойти на повышение цен, чтобы остаться на плаву, не исключает Арутюнов. Валютная зависимость в мясных продуктах - не менее 50%, поясняет он. Кондитерская фабрика «Победа» за 2015 г. подняла цены на 35% - «как и другие компании на рынке», говорит Муравьев: стоимость сырья из-за валютной составляющей выросла на 90%. Пока фабрика не просила ритейлеров поднять закупочные цены, отмечает он: «Но в ближайшее время попросим. Пересчитываем цены, одновременно ждем дна и отскока курса, чтобы подтвердить или скорректировать прогноз среднегодового курса на 2016 г.».

Кроме того, пока у производителей есть сырье, купленное при более низком курсе валют, это «позволяет взять тайм-аут», отмечает директор по развитию рыбопереработчика «Балтийский берег» Анна Шевелева. Сейчас компания просчитывает разные ценовые модели, «задача - продолжать работать с прибылью, но сохранить цены на приемлемом для потребителя уровне», говорит она. Несмотря на сокращение потребительской способности, производители, зависящие от импортной составляющей, будут вынуждены повышать цены на продукты, а вслед за ними и ритейлеры, говорит директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. По его словам, производители будут повышать цены не на товары повседневного спроса, а на продукты, ориентированные на аудиторию со средними доходами.

За последний год многие поставщики и производители товаров, чья цена зависит от курса валюты, приспособились к новым условиям, отмечает представитель Metro Cash&Carry Оксана Токарева. Они адаптировали ассортимент, сырьевую базу и пересмотрели собственные расходы, перечисляет она. Пока уведомлений о резких повышениях цен от поставщиков не поступало, добавляет Токарева. Для ритейлера «Дикси» ситуация не является стрессовой, говорит представитель группы Екатерина Куманина. Годовой бюджет компании «сформирован с учётом курсовой волатильности», а договоры, номинированные в валюте, единичны, пояснила она. Как и у других сетей, от курса валют в «Дикси» зависят цены закупки некоторых импортных овощей и фруктов, некоторого IT-оборудования и расходных материалов, но их доля в общей сумме затрат и в обороте невелика. Более 85% продукции, представленной на полках магазинов «у дома», производится на территории России и прямому влиянию волатильности рынка не подвержена, рассуждает Куманина.

Ряд поставщиков импортных товаров уведомлял X5 Retail Group о планах поднять цены, но новых уведомлений на текущей неделе пока не было, говорит представитель X5. В первые недели января «существенного изменения розничных цен не произошло», добавляет он. «Во-первых, в торговых сетях ещё представлены сезонные овощи и фрукты. Во-вторых, в результате импортозамещения российские продукты в товарообороте торговой сети «Пятёрочка» (более 70% товарооборота Х5) занимают около 97%, а в некоторых категориях их доля доходит до 100%», - приводит он цифры.

Представители Unilever, Nestle, L’oreal, «Мираторга», «Ленты», «ДжамильКо» отказались комментировать планы и ценовую политику компаний.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать