Статья опубликована в № 3975 от 07.12.2015 под заголовком: Конфетам тесно на прилавке

«Объединенные кондитеры» открыли супермаркет

Большие площади могут быть оправданы за счет зоны кафе и широкого ассортимента

Крупнейший отечественный производитель сладостей «Объединенные кондитеры» впервые запускает кондитерский магазин крупного формата, сказано в сообщении компании. Супермаркет площадью около 500 кв. м открыт на ул. Лобачика, рядом с фабрикой концерна «Бабаевский», которая входит в холдинг наряду с «Красным Октябрем» и «Рот Фронтом». Как следует из сообщения, в магазине представлено около 500 наименований кондитерских изделий, предусмотрены кафетерий, детская игровая комната, отдел сопутствующих товаров. Работа в «нетрадиционном» формате увеличивает продажи на 20–30%, отмечается в сообщении холдинга.

В ближайшее время «Объединенные кондитеры» планируют открыть несколько таких супермаркетов в Москве и регионах, сказано в их заявлении. У «Объединенных кондитеров» в Москве четыре небольших фирменных магазина при кондитерских фабриках и четыре магазина «Аленка», следует из информации на их сайте.

Формат супермаркета сможет способствовать приросту продаж на 20–30%, считает гендиректор и совладелец French Kiss Хусейин Йаманйылмаз: покупатели будут целенаправленно приходить за кондитерскими изделиями, важно и ощущение праздника. Но цена здесь должна быть ниже, чем в обычном магазине, указывает он.

Фирменные магазины есть также у «Славянки», French Kiss, петербургских «Невских берегов», «Севера» согласно данным их сайтов. У крупнейших иностранных производителей сладостей – Mars, Nestle, Mondelez – собственных магазинов нет: все кондитерские изделия продаются через дистрибуторов в продуктовых сетях и точках традиционной торговли, сообщили представители этих компаний.

Лидер рынка

92,1 миллиарда рублей – столько составят продажи «Объединенных кондитеров» по итогам 2015 г., свидетельствуют предварительные данные Euromonitor International, что позволит компании стать крупнейшей на российском кондитерском рынке с долей 18,4%. У ее ближайшего конкурента – Mars 13,3% рынка при выручке 66,2 млрд руб.

French Kiss будет расширять сеть: сейчас у компании в Москве 19 магазинов, в 2016 г. их количество должно достигнуть 30, рассказывает Йаманйылмаз. Сейчас подходящее время для развития собственной розницы, считает директор по маркетингу кондитерской фабрики «Победа» Артем Пуховский. Особенно это касается сегмента онлайн-продаж, который активно развивает «Победа», добавляет он. Формат супермаркета «Невские берега» развивать не планируют, говорит председатель совета директоров компании Вячеслав Волынский. Получить комментарии представителей «Славянки» и «Севера» не удалось.

Продажи кондитерских изделий в целом по рынку снижаются, главная причина – уменьшение потребительской способности, говорит топ-менеджер крупной кондитерской компании. Число посетителей не изменилось, а средний чек с начала года снизился на 20–30%, уточняет Йаманйылмаз. French Kiss до кризиса планировала развивать формат супермаркета, в котором были бы представлены кондитерские изделия из разных стран, но импортное сырье подорожало в 2 раза, жалуется он. Рост цен в магазинах, по его словам, удалось удержать на уровне 20–25%.

Если зона кафе и кондитерской занимает не менее 30% площади магазина и в нем представлен расширенный ассортимент, включающий, например, сувенирную продукцию, продукцию под заказ, то крупный формат флагманского магазина обоснован, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В целом категория кондитерских изделий находится в непростой ситуации, замечает он: из-за роста стоимости какао-бобов многие производители используют заменители, это снижает качество, ухудшает вкусовые характеристики продукции, а в сочетании с ростом цен негативно влияет на потребление шоколадных конфет. Потребление шоколадных изделий в России за январь – август сократилось на 8,4% до 3,99 кг шоколада и шоколадных изделий на человека в год согласно данным Центра исследований кондитерского рынка.

В среднесрочной перспективе формат кондитерского супермаркета может быть тиражируемым – в горизонте 3–4 лет в Москве и городах-миллионниках может открыться до 10 таких точек, полагает Бурмистров.