Продавцы и импортеры просят перенести внедрение обязательной маркировки обуви

Они боятся убытков из-за частых перебоев системы «Честный знак»
Максим Стулов / Ведомости

Ассоциация развития технологий маркировки и прослеживаемости «Альянс форта» попросила министра промышленности и торговли Дениса Мантурова перенести введение обязательной маркировки обуви с 1 марта на 1 сентября 2020 г. Письмо, под которым подписались представители крупных продавцов и импортеров обуви («Детский мир», «Кант», Pazolini Group, Lamoda, «Яндекс.Маркет» и др.), также направлено гендиректору оператора системы маркировки – Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) – Дмитрию Алхазову.

«Ведомости» ознакомились с копией письма, его подлинность подтвердил президент «Альянс форты» Никита Панфилов. В Минпромторг и ЦРПТ письмо поступило, сообщили их представители.

Утвержденный правительством срок введения обязательной маркировки обуви в России – 1 марта 2020 г. С этого дня оборот немаркированной обуви будет запрещен. До мая можно будет промаркировать остатки товара, заказанного до 1 марта, но полученного позже, импортированных товаров – до апреля.

К 1 марта многие производители, дистрибуторы и продавцы обуви не будут готовы к обязательной маркировке, сказано в письме «Альянс форты». По словам Панфилова, нужно сначала протестировать систему прослеживаемости товаров «Честный знак», чтобы к обязательной маркировке все нормально работало. По постановлению правительства «Об утверждении правил маркировки обувных товаров...» от 5 июля 2019 г. у производителей и продавцов есть 60 дней на тестирование системы. До обязательной маркировки меньше месяца, но не весь необходимый для тестирования функционал «Честного знака» работает стабильно и целиком, сетует Панфилов.

Минпромторг предложил разрешить оборот обуви без передачи данных в систему мониторинга до 1 июня 2020 г. – проект постановления 11 февраля опубликован на regulation.gov. Практика показала, что переходного периода недостаточно для полной готовности участников оборота к обязательной маркировке обуви, пояснил «Ведомостям» замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Но чтобы ЦРПТ полностью подготовил весь функционал системы к работе, а бизнес смог его протестировать, по оценкам экспертов, нужно не менее полугода, утверждает Панфилов. Поэтому ассоциация и предложила перенести обязательную маркировку на 1 сентября.

Среди недостатков «Честного знака» авторы письма указывают ограничения, которые противоречат правилам маркировки и законодательству: например, в системе нельзя исправить ошибочно поданные данные. Исправить ошибки можно, спорит представитель ЦРПТ, даже если речь идет о списке кодов, отправленных от одной компании другой при оптовой продаже.

Сейчас в таможенные декларации нужно вносить коды на каждый ввозимый в страну товар – не успели запустить агрегированный код, который объединял бы номера всех товаров в партии, рассказал совладелец ГК «Кант» Максим Виноградов (входит в экспертный совет «Альянс форты»). Система зависает из-за большого объема вводимой информации, жалуется он: задерживаются поставки, магазины не могут продавать обувь – все несут убытки. По оценке Виноградова, в частном случае из-за задержки поставки товара импортер может потерять несколько сотен долларов за день, не считая упущенной выгоды. ЦРПТ готов добавить в декларации агрегированные таможенные коды, но для этого нужны соответствующие поправки в нормативные акты, говорит представитель оператора. Использование агрегированных кодов не влияет на скорость работы системы, считает он.

Агрегированные коды при заполнении таможенной декларации сейчас не требуются, без подробностей сообщил представитель Федеральной таможенной службы.

Не все процессы отлажены, говорит представитель «Детского мира»: например, непонятно, как маркировать товар при возврате покупателем – заказывать новый код или присвоить старый номер. Если код сохранился при возврате товара, можно ввести его в оборот повтора, указав номер чека возврата, если кода нет – заказать новый, объясняет представитель ЦРПТ.

Бывает, что ЦРПТ без предупреждения вводит ограничения, с которыми участники рынка сами не могут разобраться, добавляет топ-менеджер крупного магазина одежды и обуви, а техническая поддержка ЦРПТ не справляется с наплывом запросов – работа многих участников оборота затормаживается.

«Честный знак» полноценно функционирует, к 14 февраля выдано более 1,1 млрд кодов для обуви, утверждает представитель ЦРПТ. По его словам, наиболее комфортно чувствуют себя компании, которые приступили к маркировке с первого этапа введения – 1 июля 2019 г.

Но Панфилов утверждает, что участники «Альянс форты» и члены экспертного совета тестируют систему еще с 1 июня 2018 г., когда маркировка обуви началась как эксперимент. Чтобы полноценно протестировать систему к 1 марта, нужно, чтобы она была полностью готова к эксплуатации, но оператор до сих пор вносит изменения, объясняет Панфилов.

Увеличение сроков или поэтапный переход на новую систему маркировки позволят отрасли лучше адаптироваться к новым условиям, резюмирует руководитель департамента улучшения процессов и качества Lamoda Наталья Сутягина.