Количество медицинских сервисов в торговых центрах выросло на 15% за два года

Этому способствовала пандемия коронавируса
Доля медицинских сервисов в торговых центрах выросла на 15% с конца 2019 г. / Максим Стулов / Ведомости

В московских торговых и офисных комплексах растет количество арендаторов, оказывающих те или иные медицинские услуги, сообщили «Ведомостям» представители консалтинговых компаний. Так, по словам старшего директора ритейл-департамента «CBRE Россия» Марины Малахатько, число медицинских центров, офисов лабораторно-диагностических сетей, стоматологических кабинетов, магазинов ортопедической продукции, пунктов вакцинации и т. д. на таких объектах увеличилось на 15% по сравнению с допандемийным периодом – с 800 до 920. Несмотря на то что их доля в структуре арендаторов все еще невелика, так как, как правило, они занимают площади до 800 кв. м, это достаточно существенный прирост, считает она.

Если говорить о мультифункциональных и торговых центрах, а также деловых и жилых массивах, то доля таких объектов выросла с 2 до 4%, подтверждает партнер и руководитель департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Ольга Антонова. Малахатько утверждает, что в США доля медицинских объектов еще выше – за время пандемии она увеличилась до 5%.

Об активности медицинских сервисов говорят и владельцы коммерческих объектов. Директор проектов девелоперской компании ADG Group Ольга Паршикова отмечает, что в структуре арендаторов торговых центров в целом увеличивается доля «альтернативных функций» (услуг и сервисов, включая медицинские). Паршикова также ссылается на прогноз консалтинговой компании PwC, которая считает, что доля таких сервисов к 2030 г. вырастет до 30%.

Площадями в крупных торговых центрах активно интересуются стоматологические кабинеты, а особенно велика конкуренция за место на таких объектах между магазинами оптики и аптеками, рассказал «Ведомостям» главный специалист по аренде региональной коммерческой недвижимости УК «Ташир-М» Борис Слонов. Они могут быть даже более заинтересованными арендаторами, чем традиционная розница, так как в торговых центрах высокий трафик, за которым такие сервисы охотятся, поясняет партнер Deloitte в СНГ Егор Метелкин.

Приходят в торговые центры и медицинские клиники, говорит Слонов. Но, по словам Малахатько, пока таких точек в составе многофункциональных проектов мало, так как подобные здания проектировались без учета нужд таких сервисов. К примеру, у медклиник много требований, связанных с расположением относительно супермаркетов и пунктов продажи алкоголя. Кроме того, медицинская лицензия обязывает обеспечивать в помещениях дневной свет и иметь открывающиеся окна, а это сложно сделать в крупных торговых центрах, уверена директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева. Еще одна причина, по которой операторы клиник опасаются размещаться в торговых центрах, – это то, что их в любой момент могут закрыть на локдаун, добавляет директор по аренде управления недвижимости компании Millhouse Елена Малиновская.

Однако такие точки интересны арендодателям, так как медицинские центры полного спектра – это, как правило, платежеспособный бизнес, так же как и эстетические клиники, отмечает Антонова. По данным Малахатько, уже сейчас концепции некоторых новых торговых проектов учитывают стандартные требования медклиник и в ближайшие два года такие проекты откроются. В частности, в проекте торгового центра в Кузьминках (участок под него был куплен структурой группы ПИК Сергея Гордеева) закладывался вариант, что одним из якорей может стать медцентр – с собственным доступом с первого этажа и с учетом стандартных требований с точки зрения проектирования. По словам Антоновой, ставки аренды для таких объектов могут быть выше на 15–20%, чем у классического ритейла, в силу повышенных расходов на эксплуатацию и планировочных особенностей. Генеральный директор сети клиник «Чайка» Александр Винокуров подтвердил, что снимать помещения «в хороших местах бывает довольно дорого, но в сети хотят, чтобы клиники были расположены удобно для клиентов».

Зато крупные торговые центры любят ритейлеры, торгующие ортопедическими товарами и продукцией для здоровья и сна. 70% всех новых точек «Асконы» приходятся на них, говорит директор по развитию этой компании Максим Бухаров. Он объясняет это высоким трафиком таких объектов и наличием в них арендаторов с дополняющим ассортиментом, например текстилем или смарт-гаджетами для сна. Об этом же говорит и директор по развитию компании «Орматек» (товары для сна) Павел Филькин.

А вот аптечная сеть «36,6» стремится открывать точки в районных торговых центрах, которые расположены внутри жилых кварталов и где якорным арендатором выступают продуктовые ритейлеры, говорит ее директор по недвижимости и развитию Артем Овчинников. Он объясняет это тем, что у таких объектов на данный момент самая прозрачная и устойчивая бизнес-модель, которая будет на рынке востребована в ближайшие 5–10 лет, в отличие от классических торговых центров.

Похожая стратегия у сети «Инвитро», она рассматривает для размещения новых точек скорее бизнес-центры и помещения в шаговой доступности от дома, говорит директор по франчайзингу группы Андрей Кондратюкин. По его словам, у лабораторий и торговых центров не совпадают стратегии: в последние посетители, как правило, приходят для досуга, тогда как лечиться люди предпочитают либо там, где живут, либо там, где работают. Партнер Colliers Анна Никандрова и вовсе считает, что в условиях пандемии такие арендаторы, как прививочные пункты, лаборатории экспресс-тестов ПЦР, полноценные медклиники, могут отталкивать посетителей от шопинга в объектах, где имеется пересечение потоков с потенциальными больными.

После того как в пандемию спрос на лабораторные и медицинские услуги вырос в разы, соответствующие предложения появились в офисах, отмечает коммерческий директор O1 Properties Павел Барбашев. По его словам, такой сервис есть, к примеру, в деловом квартале «Белая площадь» у Белорусского вокзала, там высокая плотность арендаторов и сотрудники многих компаний имеют потребность в командировках, а значит, и в оформлении медицинских документов для них. В составе бизнес-цен­тров достаточно удоб­но иметь клинику, по­тому что сотрудники центра являются сразу ее первыми посетителями по корпоративному договору, что надежнее для клиники, чем ждать разрозненных частных клиентов, говорит Малиновская из Millhouse. При этом медицинс­кие центры очень лег­ко могут интегрирова­ться в существующее офисное здание, так как конфигурация пом­ещения может быть до­статочно простой (кабинет – окно, кабинет – окно).

Старший директор отдела офисной недвижимости CBRE Елена Денисова полагает, что присутствие лабораторий в бизнес-центрах будет увеличиваться.

Паршикова из ADG Group считает, что тренд на увеличение количества медицинских учреждений с тем или иным спектром услуг затронет и торговые центры.-