Россия возобновила поставки дизтоплива в Индию

Местные НПЗ возобновили импорт после резкого снижения экспортной пошлины на топливо
SAM PANTHAKY / AFP

Российские нефтяные компании в конце февраля 2023 г. отправили три партии дизельного топлива в Индию впервые с июля 2021 г., сообщил «Ведомостям» старший аналитик Kpler Виктор Катоня. Первые поставки российского дизтоплива после многолетнего перерыва начались после того, как индийские власти снизили экспортную пошлину. С 15 февраля она уменьшилась в 6 раз с $12/барр. до $2/барр., что позволило индийским компаниям осуществлять поставки горючего за рубеж.

В июле 2022 г. Индия ввела налог «на непредвиденные расходы» для производителей сырой нефти и сборы на экспорт моторного топлива. Это было сделано с целью ограничить вывоз частными НПЗ авиакеросина и дизеля за рубеж и не допустить тем самым дефицита на внутреннем рынке.

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман отмечает, что Индия заинтересована в переработке российской нефти для получения дополнительной маржи. Также страна заинтересована в импорте «некоторого объема» дизеля из РФ, который будет потребляться внутри страны, а излишки с собственных НПЗ будут экспортироваться, считает он.

По данным биржи ICE, мартовский фьючерс на низкосернистое дизтопливо по итогам торгового дня 2 марта 2023 г. стоил $849/т (+10% к тому же дню 2022 г.).

Дизтопливо является одним из основных экспортных нефтепродуктов России. По данным Российского энергетического агентства Минэнерго, в 2021 г. российские НПЗ произвели 80 млн т дизеля, из которых половина была поставлена за границу. Крупнейшим рынком сбыта российских нефтепродуктов на тот момент была Европа: на нее в 2021 г. приходилось 62% российского топливного экспорта.

Но после усиления антироссийских санкций в 2022 г. из-за СВО на Украине поставки нефтепродуктов (в том числе дизтоплива) в Евросоюз резко снизились. Вместе с тем выросли поставки на внутренний рынок. По данным Росстата, они увеличились в 2022 г. на 26,3% до 50,6 млн т. При этом производство дизеля в РФ по итогам прошлого года увеличилось на 5,4% в годовом выражении до 84,7 млн т.

Санкции в отношении российских нефтепродуктов вступили в силу 5 февраля 2023 г. В этот день начало действовать эмбарго на морские поставки нефтепродуктов из России в ЕС, а также потолок цен на них. Ограничение установлено в $100/барр. для более дорогих нефтепродуктов (дизель и бензин) и $45/барр. – для более дешевых (мазут).

В результате в феврале 2023 г. экспорт дизтоплива из России снизился на 11% по сравнению с январем и на 4,4% по сравнению с февралем 2022 г. и составил 708 500 барр./сутки, следует из данных Kpler. В течение 2022 г. экспорт дизтоплива сокращался – с максимальных 740 000 барр./сутки в феврале до минимума в 435 600 барр./сутки в октябре. Затем поставки за границу резко выросли и достигли нового максимума в 857 000 барр./сутки в декабре 2022 г. на фоне ажиотажного спроса со стороны европейских стран в преддверии введения эмбарго.

Также экспорт дизтоплива из России вырос в направлении Турции: по данным Kpler, в декабре – январе показатель достиг максимальных 200 000 барр./сутки (динамика не уточняется). В рамках перенаправления поставок российские компании начали экспортировать дизель также в Бразилию и другие страны Латинской Америки.

Перенаправление поставок дизтоплива в Индию, полагает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, логично. По его данным, в феврале из 3,36 млн барр./сутки российской нефти, поставленной на экспорт, 1,3 млн барр./сутки отправлялось в Индию. При этом Индия сейчас закупает в РФ около 94 000 барр./сутки нефтепродуктов, уточняет Родионов.

Кауфман считает маловероятным, что Индия станет крупным рынком сбыта российских нефтепродуктов. Но допускает, что небольшой объем поставок в эту страну может сохраняться.

Сегмент дизельного топлива, отмечает Родионов, в ближайшие годы будет «наиболее устойчивым с точки зрения спроса». Если в легковом автотранспорте электромобили уже составляют серьезную конкуренцию двигателям внутреннего сгорания, то в сегменте грузового транспорта такая альтернатива сформируется только в 2030-е гг.

«Ведомости» направили запросы в крупнейшие российские нефтяные компании.