Авиакомпании хотят увеличить цену билетов для детей

undefined

Оспариваемая авиакомпаниями норма - пережиток советских времен, когда все было бесплатным, говорит Борис Рыбак. С ее помощью тогдашний перевозчик-монополист "Аэрофлот" конкурировал с железнодорожными перевозками пассажиров. Затем норма перекочевала в российское законодательство, рассказал на заседании суда полномочный представитель президента России в КС Михаил Кротов.

Цена авиабилетов для детей от двух до двенадцати лет может удвоиться, если авиакомпании добьются в Конституционном суде (КС) отмены 50%-процентной льготы на стоимость детских билетов, говорят эксперты.

Три авиакомпании обратились в Конституционный суд с требованием отменить скидку на детские билеты. Воздушный кодекс России в статье 106 предоставляет авиапассажирам право перевозить по льготному тарифу детей в возрасте от двух до двенадцати лет на отдельных местах. Общие правила воздушных перевозок пассажиров, утвержденные Минтрансом России, уточняют эту норму: они обязывают авиакомпании устанавливать на всех авиарейсах скидку в 50% на перевозку детей.

С жалобой в КС обратились три авиакомпании: "Авиационная компания "Полет", "Авиакомпания "Сибирь" и "Авиакомпания "ЮТэйр". Они посчитали эту норму противоречащей Конституции, и 22 ноября суд начал рассматривать спор.

Авиакомпании считают, что статья Воздушного кодекса нарушает конституционный запрет на принудительное отчуждение имущества для государственных нужд без какого-либо возмещения и противоречит принципу охраны права частной собственности и свободы предпринимательской деятельности.

Получается, что законодательство перекладывает обязательства государства по предоставлению льготного тарифа на плечи авиаперевозчиков, заявила в суде представляющая в КС интересы авиакомпаний "Сибирь" и "Полет" адвокат Татьяна Каменская. Отказаться от предоставления льготы перевозчики не могут, пояснила она. Но они полагают, что понесенные расходы государство должно им компенсировать. Например, как оно компенсирует предприятиям общественного транспорта перевозку других категорий льготников – пенсионеров, инвалидов.

Представитель авиакомпании "ЮТэйр" Денис Архипов сообщил суду, что за три последних года компания перевезла около 400 000 детей, и ее убыток составил около 1,1 млрд руб. За эту сумму, по словам адвоката, перевозчик мог бы приобрести новый самолет SuperJet, что повысило бы безопасность и качество полетов.

"Затраты авиакомпаний на перевозку детей мало чем отличаются от затрат на взрослых пассажиров, - сказал гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. - К примеру, величина аэропортовых сборов, которые уплачивает авиаперевозчик, одинакова для всех пассажиров".

Теоретически вес ребенка меньше веса взрослого человека, но сэкономить на керосине (чем больше вес самолета, тем выше затраты топлива) не получится. "Зачастую ребенок в 11-12 лет по росту и весу уже не уступают взрослому человеку", - говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Хотя вес пассажира нужно считать вместе с весом его багажа. "Стандартный пассажир с багажом весит 90 кг, а ребенок с багажом, например, 40 кг. Разница в 50 кг делает перевозку ребенка дешевле, дай бог, на пять тысячных процента, если самолет с "загрузкой" весит 150 тонн, - подсчитал Борис Рыбак. - Если самолет полетел, то он и пустой израсходует 80% того топлива, которое он тратит, летая с пассажирами".

Таким образом, ребенок обходится авиакомпании практически в ту же сумму, что и взрослый пассажир, говорит Роман Гусаров. "Социальные гарантии выдает государство, и если оно кому-то поручает их выполнять, то должно компенсировать расходы", - подчеркивает он.

С другой стороны, обратившиеся в суд авиакомпании получили свидетельство эксплуатанта - то есть официальный документ - лицензию, разрешающую осуществление воздушных перевозок. "Получив лицензию, они согласились с теми правилами, которые им диктует государство. Чего уж теперь сетовать", - говорит Гусаров.

"Если КС поддержит позицию авиакомпаний, то скидки на авиабилеты для детей будут отменены, - сказал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. - Это вопиющий факт социальной безответственности и алчности авиакомпаний".

Возможная отмена льготы и необходимость покупать билет ребенку за полную стоимость станет большим ударом по семейному бюджету пассажиров, говорит Янин. Расходы на перелет для семей с детьми и сейчас достаточно высокие, и отмена льготы может лишить возможности летать большое количество российских семей.

"Между тем мировая практика показывает, что стимулирование семейных перевозок дает существенно большую выгоду для всех транспортников, чем попытка брать больше денег с пожилых пассажиров или детей", - говорит Борис Рыбак.

"Если авиакомпании выиграют в КС, то мы будем категорически выступать за то, чтобы международные авиаперевозчики получили доступ к маршрутам внутри России, - подчеркнул Дмитрий Янин. - Тем самым мы добьемся существенного снижения цен на авиаперевозки и посмотрим, смогут ли российские авиакомпании, отказывающие от обслуживания детей, выжить". Пока они отыгрывают свои потери за счет детей, хотя могли бы компенсировать эту льготу, перераспределив "детскую" сумму между пассажирами бизнес-класса, говорит Янин.

Впрочем, Роман Гусаров сказал, что даже если КС поддержит требование авиакомпаний, то льгота вряд ли будет отменена. Ведь льготу гарантировало государство.

"КС может сказать, что авиакомпании не должны за свой счет выполнять льготную перевозку детей, а потом могут последовать рекомендации правительству включить расходы на компенсацию авиакомпаниям в бюджет", - предполагает Гусаров. Но если за вердиктом суда не последует решение правительства о снятии льготы, то дети будут летать по прежним правилам.Свой вердикт КС вынесет примерно через месяц.