Авиация ограничит выбросы от полетов к 2050 году

Соглашение, на разработку которого ушли годы, авиационная отрасль назвала «важной вехой» в усилиях по смягчению климатических последствий быстрорастущего сектора. Решение приветствовали члены ассамблеи Международной организации гражданской авиации (ICAO), состоящей из 193 стран, сообщают иностранные СМИ.

После почти десятилетних переговоров в пятницу, 7 октября, страны обязались резко сократить выбросы парниковых газов от самолетов во всем мире к 2050 году. Ранее авиакомпании полагались на компенсацию роста выбросов от авиации с помощью программ посадки деревьев или с помощью еще не проверенных технологий удаления углекислого газа из воздуха. Теперь необходимо инвестировать сотни миллиардов долларов в новые технологии и более чистое топливо, чтобы резко сократить выбросы от самих авиаперелетов. Как считают эксперты, даже этих инвестиций вряд ли будет достаточно, чтобы вынудить страны и компании принять политику ограничения самих полетов, например, путем отказа от топливных субсидий, прекращения планов расширения аэропортов и закрытия программ для часто летающих пассажиров.

Китай при поддержке России и Эритреи поставил под сомнение осуществимость этой цели и заявил, что развитые страны должны оказывать финансовую поддержку развивающимся странам с быстрорастущими авиационными рынками. Некоторые делегаты ассамблеи проигнорировали отказ Пекина поддержать решение об ограничении выбросов от полетов к 2050 году, но аналитики считают, что позиция Китая в отношении климата важна, поскольку он может обогнать США и стать крупнейшим авиационным рынком в этом десятилетии. «Чтобы предоставить более бедным странам возможность развивать свой авиационный сектор, более богатым странам необходимо будет еще быстрее достичь сокращения выбросов», — заявил директор авиационных и морских программ Международного совета по чистому транспорту (ICCT) Дэн Резерфорд.

Авиационная промышленность не спешит решать свои проблемы с выбросами, которые не подпадают под действие Парижского соглашения 2015 года о борьбе с изменением климата. Однако цель по ограничению выбросов к 2050 году также не дает никаких гарантий успеха, поскольку, как и в случае с Парижским соглашением, цели ICAO не имеют права навязывать странам правила. Кроме того, соглашение не устанавливает цели для конкретных стран или авиакомпаний, оставляя задачу установления правил государствам-членам. По мнению авиационного директора брюссельской компании Transport & Environment Джо Дарденн, цель лучше, чем ее отсутствие, однако плана по ее достижению пока не существует. При этом ЕС уже предлагал множество решений для снижения авиационных выбросов, например, отмену налоговых льгот для реактивного топлива и вместо этого введение налогов на выбросы углерода. Французские политики предлагали запретить ближнемагистральные рейсы. В США закон о снижении инфляции, принятый в этом году, включает субсидии на экологичное авиационное топливо.