Корпоративные волонтеры на страже экологии

Как сотрудники российских компаний участвуют в социальных акциях
Пресс-служба Металлоинвест

Стать социально эффективными

Согласно «Рейтингу социальной эффективности» агентства АK&М, число крупных российских компаний с высокой социальной ответственностью за последние годы пусть и ненамного, но выросло: если в 2019 г. в рейтинге были представлены 34 компании, то в 2022 г. в него вошло 45 организаций с лучшей практикой устойчивого развития. Бизнес вносит свой вклад в развитие государства и повышение качества жизни граждан и в то же время влияет на окружающую среду, причем нередко негативно. Самой низкоэффективной для общества отраслью является цветная металлургия, а высокоэффективной – информационные технологии.

Стремясь компенсировать отрицательное влияние на экологию, компании не только предпринимают усилия по снижению вредных выбросов, но и проводят различные экологические акции. Корпоративное волонтерство, т. е. добровольное участие сотрудников компании в социальных проектах, – один из способов организации акций в защиту окружающей среды.

Волонтерская деятельность помогает компаниям в борьбе с эмоциональным выгоранием сотрудников, увеличивает их вовлеченность, повышает активность и укрепляет горизонтальные связи в коллективах. «Но не только HR видит пользу от проведения волонтерских мероприятий. PR, например, получает в лице лидеров подобных инициатив амбассадоров компании, а благодаря сообщениям в социальных сетях участников событий формируется социально одобряемый образ компании. Для GR это отличная возможность пригласить представителей регуляторов на мероприятия», – считает ответственный секретарь Национального совета по корпоративному волонтерству Вадим Ковалев.

Миллион в бонусный пакет

Компании, на системной основе занимающиеся волонтерством, вкладывают в его развитие миллионы рублей, которые тратятся на различные акции в рамках утвержденных социальных программ.

Например, в «Металлоинвесте» (возглавил рейтинг AK&M в части металлургических компаний) волонтерские программы развивают уже пять лет по восьми направлениям, от сдачи донорской крови и сбора макулатуры до помощи беженцам. За это время удалось привлечь более 2500 волонтеров. «Общий объем инвестиций в корпоративное волонтерство в 2022 г. составил 6 млн руб. С 2018 г. мы реализуем программу «Вместе! С призванием», в рамках которой компания направляет основные усилия на вовлечение сотрудников в решение социально значимых проблем регионов присутствия в соответствии с ценностями «Металлоинвеста» и ключевыми направлениями корпоративного волонтерства», – сообщила начальник управления устойчивого развития холдинга Анастасия Савельева.

/ Пресс-служба Металлоинвест

Более 90 млн руб. ежегодно вкладывает в корпоративные волонтерские проекты ГМК «Норильский никель». Количество корпоративных волонтеров в «Норникеле» за последние восемь лет выросло с 200 человек до 5000, а от разовых акций компания пришла к единой платформе – «Комбинату добра». Как отметила директор департамента социальной политики компании Ирина Жуйкова, в проектах «Норникеля» заложен принцип не патернализма, а партнерства: «Мы объединяем на своей площадке не только тысячи сотрудников, но и некоммерческие организации, а также инициативных горожан». Каждый желающий выбирает дело по душе, возможностей много: это и большой экологический марафон «Понеслось!», и образовательный проект «Ледокол», и благотворительная ярмарка.

Специфика волонтерских акций не предполагает денежных вознаграждений за участие, но у компаний, как правило, есть своя система поощрений сотрудников за проявленную инициативу. Так, в «Норникеле» можно получить грант на реализацию волонтерских проектов до 100 000 руб. В «Металлоинвесте» в рамках бонусной программы «Доброшоп» есть возможность обменять баллы, полученные за волонтерские достижения, на товары с символикой компании. Подобная система действует и в ОАО «РЖД», где разовое участие в волонтерских акциях приняло свыше 135 000 человек, а 85 000 человек участвуют в них постоянно. «В прошлом году было проведено более 1700 корпоративных добровольческих акций. В компании действует программа «Бонусный пакет», в рамках которой за проекты и инициативы начисляются баллы, а затем сотрудник может обменять их на бенефиты из перечня корпоративных предложений. Разработана система корпоративных грамот, наград, есть возможность повысить квалификацию, пройти корпоративное обучение», – рассказали в пресс-службе компании.

Сила – в объединении

Волонтеры из разных компаний объединяются для реализации совместных акций и проектов. Участников становится больше, а их деятельность – масштабнее и эффективнее. Кроме того, совместные волонтерские мероприятия способствуют развитию неформальных связей как с другими бизнес-сообществами, так и с представителями местных и федеральных властей.

«Корпоративные волонтеры самостоятельно ищут партнеров – договариваются о сотрудничестве с местными предпринимателями или городскими властями. Налаживают кросс-корпоративные связи, объединяются с другими волонтерскими сообществами и вместе реализуют масштабные проекты. Например, в Мончегорске, который стал победителем Всероссийского конкурса лучших проектов по созданию комфортной городской среды в малых городах, для мероприятий по благоустройству набережной был выделен грант Минстроя, а волонтеры поддержали инициативу», – рассказала Жуйкова из «Норникеля».

/ Быстринский ГОК

Нередко волонтеры принимают участие в экологических акциях федерального значения. Всероссийская акция по очистке от мусора берегов водных объектов «Вода России» («Берег добрых дел») проводится Министерством природных ресурсов и экологии РФ при поддержке Росводресурсов с 2014 г. На сегодняшний день это один из крупнейших в стране волонтерских экологических проектов, объединивший уже более 8,5 млн человек. К акции присоединяются сотрудники крупных компаний. Например, два года назад волонтеры очищали берег Байкала совместно с сотрудниками ОАО «РЖД»: 460 человек на специальном поезде объехали Кругобайкальскую магистраль и за несколько дней убрали тонны мусора. Волонтеры «Уралхима» провели совместную с Минприроды акцию по уборке берегов Камы. «География акции включает все 89 регионов страны. С 2014 г. добровольцами уже собрано 9,1 млн мешков мусора, а это 75 800 «Камазов». Очищены берега 10 300 водоемов. В организации субботников, в том числе корпоративных, принимало участие множество других компаний и организаций: «Москвариум», Finish, «Газпром», «Вкусно – и точка», «Русал», банк «Уралсиб», – прокомментировал директор Центра развития водохозяйственного комплекса Минприроды Илья Разбаш.

Эксперты отмечают, что создать активное волонтерское движение в компании только управленческим решением практически невозможно, а размеры финансирования проектов играют в организации акций далеко не главную роль. Основное здесь – инициативы изнутри, желание людей внести свой вклад в какую-либо социально значимую деятельность, считает руководитель социальных проектов компании «Ланит» Наталья Черкасова. «Например, наше участие в акциях «Собиратора» «Электровесна» и «Электроосень» – идеи наших сотрудников, поддержанные компанией», – рассказала она.