На деньги от «Платона» претендует семь проектов в регионах

Федеральный бюджет готов профинансировать до половины их стоимости
На 29 млрд руб., которые соберет «Платон», уже претендует семь инфраструктурных проектов в регионах/ А. Гордеев/ Ведомости

Росавтодор изучил первые семь региональных ГЧП-проектов, претендующих на деньги, собранные системой «Платон», рассказал представитель агентства, их общая стоимость – 154 млрд руб. Это мосты через Обь в Новосибирске, Чусовую в Перми и Шексну в Череповце, две автодороги, обходы Ижевска и Хабаровска (см. таблицу). Отбирать проекты будет правительственная комиссия по транспорту: в апреле и в октябре. Осенью Минтранс сообщал экспертному совету при правительстве о наличии у регионов проектов на 18 млрд руб. На первые семь проектов потребуется 85,7 млрд руб. из федерального бюджета.

Система взимания платы с грузовиков массой более 12 т за проезд по федеральным трассам «Платон» запущена в ноябре 2015 г. За полтора месяца 2015 г. владельцы 650 000 зарегистрированных грузовиков заплатили 2 млрд руб., прогноз Росавтодора на весь 2016 год – 39,5 млрд руб. Комиссия по транспорту должна распределить между регионами лишь 28,9 млрд руб., остальные 10,63 млрд получит концессионер «Платона» – компания РТИТС (принадлежит Игорю Ротенбергу и фонду «РТ-инвест»), уточняет представитель Росавтодора. В следующем году, скорее всего, будет распределена такая же сумма, добавляет он.

Все проекты должны соответствовать критериям, которые предстоит разработать Минтрансу и одобрить правительству. В Росавтодоре называют примерные: цена проекта – от 1,5 млрд руб., доля инвестора – минимум 15%, федеральный центр готов профинансировать до половины стоимости дорог и 85% – мостов и тоннелей, уточняет замруководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов. Остальное должен дать регион. На один проект может быть потрачено не более трети годовых поступлений от «Платона», добавляет Прончатов. Без критериев сложно точно подсчитать максимальное число проектов, которые можно одновременно финансировать за счет сборов от «Платона», отмечают в агентстве. Критерии должен разработать Минтранс, замечает представитель профильного вице-премьера Аркадия Дворковича. Представитель Минтранса не комментирует их подготовку.

Почти все представленные Росавтодору проекты предусматривают участие региона или муниципалитета. Больше других готова вложить администрация Новосибирска (15,6 млрд руб., или 70% стоимости моста), меньше всех – Вологодской области (0,6 млрд руб., или 5%). Министерства транспорта семи регионов (Башкирия, Удмуртия, Коми, Пермский и Хабаровский края, Вологодская и Новосибирская области) не ответили на вопрос о готовности проектов и наличии инвесторов.

У Росавтодора есть несколько групп проектов: практически готовые (регионы готовы дать деньги, ожидая в будущем федерального финансирования), в разработке и на стадии идей, замечает исполнительный директор Центра развития ГЧП Максим Ткаченко. Чтобы подать заявку в правительство, у региона уже должен быть предполагаемый инвестор, уточняет представитель Росавтодора. По части проектов регионам еще предстоит отобрать инвестора, говорится в презентациях Росавтодора (есть у «Ведомостей»).

Потенциальные инвесторы есть у двух проектов – моста через Обь и части дороги Сыктывкар – Нарьян-Мар. Главная особенность проекта в Новосибирске – его готовность, в декабре 2015 г. получено положительное заключение Главгосэкспертизы, есть юридические и финансовые модели, готова конкурсная документация, проведены все предварительные роуд-шоу проекта, объясняет юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Потенциальными инвесторами могут стать Газпромбанк, «ВТБ капитал» или местная строительная компания «Сибмост», говорит один из разработчиков проекта. Их представители не комментируют готовность участвовать в этом проекте.

Во втором проекте концессионерами готовы выступить ООО «Усинское ДРСУ» и Корпорация развития Республики Коми (49%), говорится в презентации Росавтодора. Компании не ответили на вопросы «Ведомостей».

Если критерии успеют выработать, а «Платон» соберет достаточно денег, то первые проекты правительственная комиссия может отобрать в октябре, замечает Ткаченко: регионам потребуется время, чтобы привести проекты в соответствие с критериями, а также найти инвесторов. В этом году может быть отобрано 5–7 проектов, надеется чиновник Росавтодора, он тоже считает, что первые будут отобраны лишь в октябре.