Минфин предлагает не трогать акцизы на бензин

А дополнительные 200 млрд рублей изъять у нефтяников только через повышение НДПИ
Минфин хочет, чтобы весь удар от повышения налоговой нагрузки приняли на себя нефтяники, а не потребители/ Е. Разумный/ Ведомости

В 2017 г. Минфин рассчитывает получить от нефтяников дополнительно 200 млрд руб. налогов, но спорит с Минэнерго и нефтяниками, в какой форме изъять эти деньги. До сих пор обсуждалось два варианта: полностью через повышение НДПИ или, разделив нагрузку с потребителями, изъять половину через акцизы. Минфин будет настаивать на первом варианте, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. «Мы считаем, что хватит уже людям страдать», – говорит чиновник Минфина: акцизы только повысили – весной 2016 г., еще одно изменение планов сильно ударит по потребителям.

Разделить дополнительное бремя между нефтяниками и потребителями предлагало Минэнерго. Сейчас акцизы на бензин и дизельное топливо – 10 130 и 5290 руб./т соответственно, в 2017 г. они должны снизиться до 7430 и 5090 руб. Нефтяники предложили не снижать акцизы в 2017 г. Это дало бы бюджету дополнительно 100 млрд руб., оценивал федеральный чиновник.

На последнем совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова Минфин предложил новые расчеты: акциз на бензин снизить всего на 1 руб. за литр (или на 1350 руб./т), а на дизельное топливо немного поднять, рассказали два чиновника. Тогда через акцизы бюджет получил бы в 2017 г. дополнительные 73 млрд руб. (43 млрд от бензина и 30 млрд от дизтоплива), через НДПИ – 127 млрд. Но теперь Минфин изменил позицию и будет настаивать на изъятии всех 200 млрд руб. через НДПИ, говорит чиновник министерства. Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Нулевая пошлина

Отмена пошлины – давняя идея Минфина. Налоговый маневр в нефтяной отрасли заключается в повышении НДПИ при снижении экспортной пошлины – до 30% с нынешних 42%. Но Минфин предлагает с 2018 г. снизить пошлины до нуля при большем увеличении НДПИ, рассказывали чиновники. В 2017–2018 гг. это может дать бюджету дополнительно по 200 млрд руб., а в 2019 г. – 317 млрд руб.

Главное, чтобы рост цен на топливо не обогнал инфляцию, говорил чиновник Минэнерго, а нефтяники и так сильно пострадают. По расчетам Минэнерго, даже если дополнительная нагрузка будет поделена между НДПИ и акцизами, то через пять-шесть лет налоговые поступления от нефтяников начнут падать, продолжает собеседник «Ведомостей». Нефтяники просто не смогут, повысив цены, переложить большую часть нагрузки на потребителя, согласен другой чиновник.

Повышение нагрузки по акцизам может привести к росту розничных цен за литр дизтоплива на 1,8 руб., бензина – на 0,5 руб., оценивал экономист Vygon Consulting Сергей Ежов, это укладывается в инфляционные ожидания. Изъятие 200 млрд руб. через НДПИ приведет к снижению валового операционного дохода нефтедобычи на 6% при цене нефти $40/барр., отмечает директор по развитию бизнеса Vygon Consulting Антон Рубцов. Негативное влияние на инвестиционную активность проявится после 2020 г., а до тех пор динамика добычи будет определяться новыми месторождениями, которые пользуются льготами, объясняет он.

Изъятие части дополнительных налогов через акцизы Рубцов считает плохим вариантом: это может подорвать экономику нефтепереработки и ударить по программам модернизации НПЗ. Нужен комплексный маневр, включая отказ от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (см. врез), предлагает Рубцов, это сбалансировало бы интересы добычи, переработки, потребителей и бюджета.

Диверсификация дополнительных изъятий через акцизы при росте цен на топливо в пределах инфляции – более подходящий вариант, чем одно только увеличение НДПИ, которое для поддержки маржи переработки может быть заменено чуть меньшим снижением экспортных пошлин на нефть, чем предусмотрено законом, полагает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Налоговая нагрузка (как процент от выручки) в российской нефтедобыче остается одной из самых высоких в мире, объясняет он, 73% против 35% у мировых мейджоров до падения цен на нефть и около 58% против 12% у мейджоров сейчас (см. график).