Статья опубликована в № 4319 от 12.05.2017 под заголовком: Ценный контролер

Казначейство хочет контролировать цены госзаказа

Пока это тестовый режим для ограниченного круга контрактов
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Минфин предлагает еще больше ужесточить контроль за госзаказом: обязать поставщиков объяснять Федеральному казначейству, как они установили цены на товары и услуги (проект приказа опубликован на regulation.gov.ru).

Случается, что поставщик предоставляет документы, например, на выплату зарплаты, казначейство перечисляет деньги, но потом оказывается, что эти сотрудники не имели отношения к госконтракту, а те, кто выполнял работы, зарплату так и не получили, рассказал «Ведомостям» замруководителя Федерального казначейства Александр Демидов. Чтобы такого не происходило, предлагается ввести раздельный учет расходов и себестоимости, уточнил он.

Казначейство сопровождает госзаказ с 2016 г.: каждый контракт дороже 100 млн руб. и с авансом должен оплачиваться через счета в казначействе (за год было порядка 4000 контрактов). Механизм позволяет отследить всю цепочку до конечного бенефициара исполнителя, деньги со счета уходят только после проверки документов. С 2017 г. контроль был уже ужесточен (расширенное сопровождение): ревизоры могут выехать на место, чтобы проверить, сфотографировать или снять на видео результаты исполнения. Но пока механизм использовался только на одном контракте – на создание средств связи и информационных технологий для чемпионата мира по футболу.

Контроль цен – следующий этап – пока будет введен в тестовом режиме, сказала директор департамента Минфина Татьяна Саакян: по контрактам на участок дороги, больницу, линии связи, объект ракетно-космической отрасли и по трем субсидиям для сельскохозяйственных производителей. Речь идет о случаях, установленных решением правительства, проект распоряжения находится на согласовании в ведомствах, говорится в ответе представителя Минфина.

Пауза на стройке

На казначейское сопровождение был переведен контракт на строительство Керченского моста (228,3 млрд руб., аванс может составлять до 30%). С этим была связана заминка и даже приостановка оплаты подрядчику. В итоге на казначейское сопровождение переведены только расчеты исполнителя – «Стройгазмонтажа» (принадлежит Аркадию Ротенбергу) – и его подрядчика «СГМ-моста» («дочка» «Стройгазмонтажа», управляет проектом). Остальные расчеты отслеживает Мособлбанк.

Поставщики должны будут раскрывать структуру своих расходов (зарплата, материальные затраты, амортизация и проч.), указать плановую и фактическую чистую прибыль. Это условие будет включаться в госконтракты и соглашения о субсидиях, указывает представитель Минфина. Аналогичная система применяется в гособоронзаказе. Там норма прибыли головного исполнителя ограничена 20%, у поставщиков комплектующих – 1%. Если она оказывается выше, контракт не заключается. В гражданских госконтрактах пока об ограничении прибыли речи не идет, но надо хотя бы выяснить, какова она у нынешних подрядчиков, говорит Демидов. Если эксперимент удастся, можно будет ставить вопрос о распространении системы на весь госзаказ, продолжает он: это может сделать отношения государства и поставщиков полностью прозрачными.

С Федеральной антимонопольной службой (ФАС) проект пока не обсуждался, говорит замруководителя ФАС Рачик Петросян. Но в целом чем жестче государство регулирует деятельность поставщиков, тем больше растут издержки предпринимателей, административные барьеры и коррупция, замечает он. Конечно, казначейство – это не банк, с ним поставщикам не так просто работать, отвечает Демидов, но тем, кто работает честно, пройти контроль будет не сложно.

Спецсчета в гособоронзаказе не мешают при желании указать и обосновать любую заниженную норму прибыли, говорит один из поставщиков: «Не помнили, какой точно порог, думали 10%, на всякий случай поставили 9,5%». Изменения добавят работы казначейству – нужен штат, необходимо разбираться в ценообразовании разных секторов, – но не закроют все лазейки для тех, кто намерен обмануть государство, замечает поставщик.

Введение казначейского сопровождения уже создало для поставщиков проблему – зависимость от контрагентов, когда за каждую неверную запятую поставщик не может получить деньги вовремя, вспоминает гендиректор Центра размещения госзаказа Александр Строганов. В итоге лоты стали дробить и отказываться от авансирования. Казначейский контроль цен тоже будут стараться обойти – появится много прослоек, которые будут показывать идеальную отчетность, полагает Строганов, а это увеличит цены.

Читать ещё
Preloader more