Правительство предлагает регионам раздавать щедрые инвестиционные льготы

Но если льгота не окупится, то региону могут обрезать федеральную помощь
Льготы касаются инвестиций в покупку оборудования, модернизацию, реконструкцию производства – они будут напрямую уменьшать налог на прибыль/ М. Стулов/ Ведомости

Госдума одобрила в первом чтении законопроект, предлагающий бизнесу фактически полное обнуление налога на прибыль взамен на модернизацию производства. Льгота касается инвестиций в покупку оборудования, модернизацию, реконструкцию производства – они будут напрямую уменьшать налог на прибыль. До 90% затрат по решению региональных властей можно будет вычесть из региональной части налога (17 п. п. из 20% до 2019 г., с 2020 г. – 18 п. п.), 10% – из федеральной. Если вычет окажется больше налога, можно перенести неиспользованную часть льгот на следующие годы. Кроме максимального вычета регионы также смогут установить и другие ограничения – категории оборудования и компаний, которые могут воспользоваться льготой.

Это мощнейшая мера, которая может стимулировать инвестиции, говорит партнер Dentons Василий Марков, фактически государство готово финансировать до 100% инвестиций за счет налогов. Но не ясно, смогут ли регионы позволить это себе и захотят ли они рисковать, предупреждает он. На прошлой неделе в правительстве обсуждалась новая методика оценки эффективности налоговых льгот регионов. Если за пять лет доходы от стимулирующих льгот (к ним будет относиться и одобренный инвестиционный вычет) не превысили потери, она будет считаться неэффективной, и при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности такие расходы учитываться не будут. Регион сможет ее сохранить, но помощь ему сократится, объяснял федеральный чиновник. Основную же помощь регионы получают именно за счет таких дотаций – это около 40% трансферта из федерального бюджета (примерно 2 трлн руб. в 2018–2020 гг.).

Сработает ли такая льгота, пока не ясно, ее аналоги есть в других странах, но это редкость, говорит Марков, интерес же со стороны инвесторов уже есть. Скорее всего регионы не захотят рисковать: ситуация на рынке может измениться и есть риск, что компания, модернизировав и увеличив мощности, все равно не будет платить больше налогов, предупреждает эксперт, участвовавший в обсуждении методики оценки льгот. Это делает введение такой льготы бессмысленным, скептичен он.

Как работает льгота

Льгота будет распространяться на оборудование 3–7-й амортизационных групп (здания, машины, транспорт, оборудование со сроком использования от трех до 20 лет). Компания должна выбрать между вычетом и амортизацией. Отказаться от вычета можно только спустя три года. Не получат льготу те, кто платит налоги по особым режимам (например, резиденты территорий опережающего развития).

Буквально несколько регионов смогут позволить себе такие расходы, согласна Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики: Москва, у которой налог на прибыль формирует более трети всех доходов, нефтегазовые регионы, Тюменская и Липецкая области, Татарстан и Санкт-Петербург. Но эти регионы и так не получают дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, отмечает она. Расходы на вычет могут быть существенными, по оценкам Минфина, только 50%-ная скидка стоила бы бюджету до 1,4 трлн руб., из которых 1,2 трлн теряли бы регионы. Это больше, чем потерял консолидированный бюджет в 2016 г. на всех льготах по налогу на прибыль – 900 млрд руб., следует из данных ФНС. Богатым регионам льгота может сохранить часть доходов, которые центр постоянно норовит забрать, но бедным не поможет, заключает Зубаревич.