Минфин США не хочет вводить санкции против госдолга России

Стало известно содержание дополнительного отчета, который должен был сопровождать «кремлевский доклад»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Расширение санкций на новые выпуски российского государственного долга и связанные с ним производные инструменты дестабилизирует финансовые рынки, распространится за пределы России, спровоцировав «негативные последствия для глобальных финансовых рынков и компаний». Об этом говорится в докладе министерства финансов США, который оказался в распоряжении Bloomberg. Агентство также разместило на сайте сам доклад.

Согласно принятому в августе закону «О противостоянии противникам Америки посредством санкций» (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act, CAATS) 29 января министерство финансов США должно было представить конгрессу два доклада: со списком высокопоставленных чиновников и бизнесменов, близких к российской власти, а также оценку последствий возможного введения ограничений на операции с российским публичным долгом. Кроме того, госдепартамент должен был наложить санкции на тех, кто хочет вести существенный бизнес с оборонным и разведывательным секторами России, против которых ранее уже были введены санкции. Закон был принят в качестве ответа на действия России, которые в США считают вмешательством в ход президентских выборов 2016 г.

Однако доклад о долге опубликован не был, хотя, отмечает Bloomberg, и был передан в конгресс в понедельник. «Кремлевский доклад», которого опасались многие российские бизнесмены, оказался нестрашным. Минфин просто составил список чиновников администрации президента, правительства, руководителей важных ведомств и палат Федерального собрания. Список бизнесменов (96 человек) был взят из рейтинга миллиардеров Forbes, к нему добавлены 19 руководителей госкомпаний, госбанков и госкорпораций. Позднее, во вторник, министр финансов Стивен Мнучин заявил, что хотя фигурантам списка мгновенные санкции не грозят, но в конечном итоге документ к ним приведет. Он не уточнил, будут ли меры приниматься к России в целом, ко всем участникам списка или выборочно.

В свою очередь госдепартамент не стал применять новые санкции к российским производителям вооружений и их контрагентам.

Доклад минифина о долге показывает, что в этой области администрация Дональда Трампа также не горит желанием вводить новые санкции. Они ударят по экономическому росту России, осложнят работу банковского сектора и «приведут к ответным мерам России против интересов США». Введение ограничений на операции с новыми выпусками гособлигаций и на деривативы «повысит стоимость заимствований для России; заставит российские власти изменить бюджетную и денежную политику; окажет понижательное давление на рост экономики; дестабилизирует финансовые рынки, включая российский рынок репо, критически важный для однодневного банковского фондирования; усилит напряженность в банковском секторе», перечисляет минфин. Кроме того, они могут ударить по конкурентоспособности крупных американских управляющих активами, а единство санкционной политики будет подорвано, если к США не присоединятся ЕС и другие партнеры.

Чего нет в докладе

«Этот доклад не является санкционным действием и не представляет собой публичные указания относительно реализации новых санкций. Кроме того, этот доклад не представляет собой изменение санкционной политики в отношении России», – поясняется в документе минфина США.

Российский рынок госдолга - один из крупнейших среди развивающихся стран и продолжает привлекать международных инвесторов, говорится в докладе минфина. Для хеджирования рыночных рисков инвесторы используют такие связанные с долгом производные инструменты, как валютный и процентные свопы, а также кредитно-дефолтные свопы (CDS). Совокупный объем выпущенного госдолга, по данным на конец III квартала 2017 г., составляет около $160 млрд, в том числе еврооблигации на $38 млрд и внутренний долг (преимущественно ОФЗ) на $122 млрд. Иностранные инвесторы занимают около трети рынка как внешнего, так и внутреннего долга, отмечается в докладе.

«Учитывая размер российской экономики, ее взаимосвязанность и место на мировых рынках активов и вероятное чрезмерное следование мировых компаний требованиями санкций США, значимость и масштабы от расширения санкций на суверенный долг и его деривативы представляются неопределенными, а последствия могут сказаться как на Российской Федерации, так и на инвесторах и бизнесах США», – говорится в докладе.

Рынок почти не отреагировал на новости о новом докладе минфина США, говорит старший аналитик по облигациям БКС Игорь Рапохин. Рубль стабилен к доллару, в ОФЗ тоже незначительная реакция. По его мнению, доклад о долге не стал неожиданностью: после «кремлевского доклада», когда не было введено никаких санкций, позитив уже был во многом отыгран. Значительного притока средств нерезидентов в российский госдолг на последних новостях о санкциях ждать не стоит: кто хотел это сделать, зашел в российские бумаги во вторник. Однако приток должен продолжиться благодаря благоприятной макроэкономической ситуации, считает Рапохин. «Отсутствие риска санкций = дальнейшее снижение доходностей ОФЗ», – написал в отчете главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Полевой: ралли на рынке ОФЗ «запросто может продолжиться в течение 2018 г.».

Агентство Moody’s за несколько дней до публикации «кремлевского доклада» повысило прогноз рейтинга России со «стабильного» на «позитивный». Затем старший вице-президент Moody’s Кристин Линдоу сказала в интервью Reuters, что сам рейтинг может быть повышен до инвестиционного уровня в течение года-полутора. «Согласно нашему анализу экономика и государственные финансы в хорошем состоянии и могут справиться с новыми санкциями», – отметила Линдоу. Это признают и в американском минфине. «Взвешенная денежная и бюджетная политика российского правительства привела к замедлению инфляции и снижению бюджетного дефицита, при этом государственный долг остался на низком уровне», – говорится в докладе. Вместе с тем «среднесрочные перспективы экономики остаются невыразительными из-за структурных слабостей российской экономики и сохраняющегося санкционного давления со стороны США и ЕС». По итогам 2017 г. ВВП России хоть и вырос после двух лет падения, но всего на 1,5%, показала первая оценка Росстата. Это ниже прогнозов как частных аналитиков, так и специалистов правительства и Центробанка.