Развивающиеся рынки оказались надежнее развитых

Ситуация с корпоративными дефолтами противоречит представлениям об инвестиционных рисках
Развивающиеся рынки часто считались более рискованными, чем развитые, так как местные компании расположены в «районах политического шума», к которым относится и Россия / Андрей Гордеев/ Ведомости

Уровень дефолтов по корпоративным облигациям в период с 2004 г. в развивающихся странах был ниже, чем в развитых, показало исследование Moody’s. Это противоречит распространенному мнению, будто инвестиции в облигации на развивающихся рынках более рискованны, из-за чего их доходность должна быть выше, чем на развитых рынках.

В развивающихся странах годовой уровень дефолтов по корпоративным облигациям, номинированным в любой валюте, был в среднем лишь 1,8% с 2004 г., а в развитых странах – 2%. Уровень дефолтов в развивающихся странах резко снизился с двух пиков – 10,3% в 1999 г., когда сказывались последствия финансового кризиса в Азии, и 15,4% во время краха рынка доткомов в 2001 г.

Среднее значение доходности долларовых облигаций для компаний из индекса Barclays EM Dollar Aggregate Corporate Bond сейчас 5,11%, а для компаний из индекса для развитых стран только 2,97%.

Макс Уолман из Aberdeen Standard Investments связывает такое неожиданное положение с тем, что многие компании развивающихся стран расположены в «районах политического шума», к которым относится и Россия.

Значительное улучшение ситуации на рынке корпоративных облигаций в развивающихся странах важно для инвесторов еще и тем, что чистый приток капитала в этот сектор составил $7,8 млрд с 2010 г., по данным EPFR Global.

Главный экономист по России и СНГ «Ренессанс капитала» Олег Кузьмин объясняет рост кредитного качества заемщиков на развивающихся рынках тем, что многие компании перешли от синдицированного кредитования на выпуск торгуемых облигаций, где выше прозрачность и лучше надзор. Кузьмин полагает, что уровень дефолтов не останется таким низким: некоторые инвестиционные проекты, финансируемые за счет эмиссии облигаций, получили зеленый свет только благодаря очень низким ставкам. «Если ставка поднимается с 0,5 до 2%, платеж вырастает вчетверо. И в какой-то момент ставки могут вырасти быстрее, чем ожидают участники рынка», – говорит он.

Уолман не согласен: многие заемщики на развивающихся рынках могут в непростые времена получить поддержку госбанков. Во время обвала цен на нефть в 2014–2015 гг. в США дефолт допустили около 25% энергетических компаний, а в развивающихся странах только 3%, напоминает Уолман.

Как показывает анализ Moody’s, корпоративные дефолты в развивающихся странах в основном вызваны макроэкономическими факторами – экономическим или банковским кризисом, девальвацией валюты или валютным контролем: значительная часть облигаций номинирована в иностранной валюте. В развитых странах дефолты обычно вызваны неблагоприятными трендами в отрасли, как было в телекоммуникационном секторе в 2001–2002 гг. и в нефтегазовой отрасли в 2016 г., высокой конкуренцией или агрессивным финансовым планированием.

С 1998 г. в развитых странах произошло 1554 дефолта по корпоративным облигациям, рейтинги которым присваивало агентство Moody’s, а в развивающихся странах лишь 162. Но это отражает прежде всего то, что в первых рынок облигаций во много раз больше, чем во вторых. «За исключением [конца 1990-х – начала 2000-х гг.], когда в развивающихся странах был кризис, уровни дефолтов [там и в развитых странах] более или менее совпадали», – отмечает Ричард Мораветц из Moody’s.

Если рассматривать отдельные страны, то в США за это время произошел 1281 дефолт, Канаде – 86, Великобритании – 53. Среди развивающихся стран: в Бразилии – 31 дефолт, Мексике – 27, Индонезии – 22.

Перевел Алексей Невельский