Саудовская Аравия хочет привлечь $10 млрд от приватизации

Правительство старается увеличить роль частного сектора в нефтезависимой экономике
Эр-Рияд рассчитывает увеличить долю частного сектора с 40% ВВП сейчас до 65% в 2030 г./ Hassan Ammar / AP

Приватизационная программа правительства предусматривает привлечение к 2020 г. 35–40 млрд риалов ($9,3–10,7 млрд) путем продажи спортивных клубов, мукомольных комбинатов и водоопреснительного завода, сообщил генеральный директор Национального центра приватизации (NCP) Турки аль-Хокаил. По его словам, именно продажа завода Ras Al-Khair, входящего в Корпорацию опреснения соленой воды, должна принести в бюджет основную часть денег от приватизации.

Продажа госсобственности частным владельцам лежит в основе плана экономических реформ наследного принца Мухаммада ибн Салмана, который пытается снизить зависимость страны от нефтедолларов и смягчить консервативные устои общества. Однако предыдущие официальные прогнозы о продаже активов на $200 млрд в течение нескольких лет многие банкиры воспринимали со скептицизмом. «Скорее всего, правительство постарается привлечь и внутренние, и международные частные инвестиции, – говорит Моника Малик, главный экономист Abu Dhabi Commercial Bank. – Пока что подобные инициативы претворялись в жизнь достаточно медленно, и теперь внимание будет сосредоточено на том, как быстро удастся добиться прогресса в реализации объявленного плана».

План этот NCP реализует отдельно от главного элемента программы реформ ибн Салмана – IPO нефтяной госкомпании Saudi Aramco. Размещение, о котором было объявлено в начале 2016 г., в ходе которого может быть привлечено $100 млрд, власти намерены провести в этом году; однако, по словам топ-менеджеров из нефтяной отрасли, Эр-Рияд может отказаться от первоначальных планов разместить акции на западных биржах.

Чистый эффект для бюджета от представленной аль-Хокаилом программы приватизации составит 25–33 млрд риалов ($6,7–8,8 млрд) в виде компенсации госрасходов; также планируется заключить 14 контрактов в области частно-государственного партнерства (ЧГП), которые позволят профинансировать еще 24–28 млрд риалов ($6,4–7,5 млрд) бюджетных расходов. С помощью этой программы власти «постараются снять все препятствия, которые могут ограничивать увеличение роли частного сектора в развитии экономики королевства», сказал аль-Хокаил.

Программа также предусматривает превращение государственных портов в компании и их дальнейшую передачу в частные руки, а также приватизацию некоторых транспортных услуг к 2020 г. и услуг здравоохранения в новых городах. ЧГП планируется развивать в таких областях, как парковки и регенерация воды, также частным операторам разрешат управлять некоторыми государственными школами.

NCP хочет создать в частном секторе 10 000–12 000 рабочих мест. Правительство же рассчитывает увеличить его вклад с 40% ВВП сейчас до 65% в 2030 г. и снизить безработицу с 12,8% до 7%.

После падения цен на нефть в 2014–2015 гг. правительство сократило некоторые субсидии гражданам и государственные расходы, в результате чего экономика в прошлом году пережила рецессию. Несмотря на то что в этом году бюджетные расходы увеличены, многие аналитики ожидают медленного роста ВВП. Инвестиционный климат также пострадал от антикоррупционной кампании принца Мухаммада, в ходе которой с ноября 2017 г. в отеле Ritz-Carlton в Эр-Рияде больше двух месяцев держали более 150 принцев, бизнесменов и чиновников.

Некоторые эксперты ставят под вопрос успешность приватизационных планов правительства, учитывая сложности с продажей государственных учреждений, в которых работают хорошо оплачиваемые, но слабо мотивированные сотрудники, не привыкшие к рыночной конкуренции. Частичная приватизация местной фондовой биржи и аэропорта Эр-Рияда были отложены.

NCP проводит семинары с местными бизнесменами и участвует в международных инвестиционных конференциях, чтобы рассказать об открывающихся инвестиционных возможностях и меняющемся регуляторном режиме. «Аппетит есть, готовность есть», – сказал аль-Хокаил об интересе к приватизации госактивов.

Перевел Михаил Оверченко