МВФ обеспокоен нестабильностью в развивающихся странах

Пакистан вслед за Аргентиной обратился к фонду за помощью
$12 млрд, которые Пакистан может получить от МВФ, будут для страны 13-м и крупнейшим пакетом помощи/ Akhtar Soomro / Reuters

Международный валютный фонд (МВФ) ухудшил прогноз мирового экономического роста на 2018–2019 гг. Об этом говорится в его докладе. Одна из причин помимо растущего протекционизма в мировой торговле – проблемы развивающихся стран, связанные с ослаблением их национальных валют и ростом процентных ставок в США. Помощи у фонда уже решил попросить Пакистан, которому может не хватить валютных резервов для оплаты импорта до конца года.

Рост мировой экономики в 2018 и 2019 гг. составит по 3,7% (июльский прогноз – по 3,9%). Для развивающихся стран прогноз понижен до 4,7% – с 4,9% в 2018 г. и с 5,1% в 2019 г. Особенно сильно ухудшились перспективы Аргентины и Турции, переживших в этом году валютный кризис. МВФ ожидает, что ВВП Аргентины, которая в июне уже договорилась с фондом о кредитной линии на $50 млрд, а в сентябре – о ее увеличении до $57 млрд, сократится на 2,6% в этом году и на 1,6% в 2019 г. Экономический рост Турции должен замедлиться до 3,5% и 0,4% соответственно, хотя еще в прошлом году он составил 7,4%.

Впрочем, для некоторых развивающихся стран оценки были улучшены. Прогноз для России МВФ оставил на уровне 1,7% в этом году и повысил его на 0,3 процентного пункта до 1,8% в 2019 г. Фонд объяснил это ростом цен на нефть и улучшением спроса на внутреннем рынке. Но в среднесрочной перспективе при отсутствии структурных реформ темпы роста российской экономики составят лишь около 1,2%.

Развитые страны не пострадают из-за ситуации в развивающихся, считает МВФ: прогноз для них на 2018 г. оставлен на уровне 2,4%, а на 2019 г. – снижен с 2,2 до 2,1%. «Мы не ожидаем, что нынешние проблемы перекинутся на страны с более сильными фундаментальными показателями», – заявил главный экономист МВФ Морис Обстфельд.

Пакистан в ловушке

Пакистан на этой неделе начнет переговоры с МВФ о предоставлении финансовой помощи, объявило в понедельник министерство финансов страны. Его валютные резервы за последний год сократились с $13,9 млрд до $8,4 млрд, пишет Financial Times (FT).

Экономика Пакистана быстро растет, но импорт намного превосходит экспорт. Дефицит счета текущих операций превышает $2 млрд в месяц, «это неустойчивая ситуация», заявил министр финансов Асад Умар.

Летом FT сообщала о планах Пакистана попросить у МВФ $12 млрд. Это будет 13-й и крупнейший пакет помощи, который страна получит после обретения независимости в 1947 г. По словам пакистанских чиновников, переговоры с фондом стали неизбежны после того, как Саудовская Аравия в начале октября отклонила их просьбу отложить платеж за импорт нефти.

Но против помощи Пакистану выступают США, которые не хотят, чтобы деньги пошли на погашение долгов Пакистана перед Китаем. Поэтому фонду сначала нужно будет узнать размер этих долгов, который держится в секрете.

Вашингтон обвиняет Пекин в «дипломатии долговой ловушки» – предоставлении странам займов, чтобы они платили китайским компаниям за строительство инфраструктуры, которую не могут себе позволить, пишет The Wall Street Journal. Но Пекин и Исламабад настаивают, что китайские инвестиции на $62 млрд в Пакистане в рамках «Инициативы пояса и пути» не связаны с нынешними проблемами страны.

Смена рисков

Некоторые другие развивающиеся страны тоже испытывают сложности из-за укрепления доллара и роста процентных ставок в США, что приводит к оттоку капитала, падению фондовых рынков и осложняет обслуживание внешнего долга. Мексика, Индонезия и Индия уже предприняли антикризисные меры.

Центробанк Индонезии, например, с мая повысил процентные ставки пять раз и совершал валютные интервенции, чтобы стабилизировать курс рупии. Также правительство страны отложило строительство электростанций, чтобы ограничить импорт. Резервный банк Индии дважды повышал ставки в 2018 г. Центробанк Мексики с начала года поднял ставку с 5,75 до 7,75%.

Институт международных финансов (IIF) одним из первых предупреждал об уязвимости развивающихся стран, указывая, что их валюты сильно переоценены. Но после падения их курсов в этом году такой проблемы уже нет и теперь этим странам угрожают больше не специфические, как в случае с Аргентиной, Турцией и Пакистаном, а общие риски, отмечает главный экономист IIF Робин Брукс. Например, неожиданное ускорение инфляции в США, которое вынудит Федеральную резервную систему сильнее ужесточить денежную политику, или эскалация торгового конфликта между США и Китаем.