Как подорвать инвестиционный климат

Почему западный бизнес вдруг стал массово отказываться от сотрудничества с Саудовской Аравией
Власти Турции утверждают, что у них есть аудио- и видеозаписи, доказывающие убийство журналиста Джамаля Хашокджи в саудовском консульстве в Стамбуле; скандал нанес удар по планам Эр-Рияда привлечь западные инвестиции и бизнес/ Petros Giannakouris / AP

Пропажа саудовского журналиста-диссидента Джамаля Хашогги ставит под угрозу планы Эр-Рияда привлечь иностранных инвесторов и трансформировать свою экономику. Журналиста никто не видел с тех пор, как он зашел в консульство Саудовской Аравии в Стамбуле 2 октября. Турецкие власти утверждают, что у них есть доказательства его убийства в здании консульства сотрудниками саудовских спецслужб. Эр-Рияд отрицает обвинения. Но из-за этого скандала многие западные бизнесмены уже отказались участвовать в деловом форуме в Саудовской Аравии и в проекте строительства города будущего Неом.

Также обострились отношения между официальным Вашингтоном и Эр-Риядом, что даже повлияло в понедельник на мировой рынок нефти.

«Давос в пустыне» под угрозой

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман после обвала цен на нефть пообещал в апреле 2016 г. трансформировать общество и экономику, избавив ее от нефтяной зависимости. Для этого он принял план реформ «Видение 2030», предполагающий привлечение иностранных инвесторов, IPO нефтяной госкомпании Saudi Aramco и строительство умного города Неом стоимостью $500 млрд на берегу Красного моря.

Многие западные предприниматели заинтересовались появившимися возможностями. Например, строительство Неома возглавил Клаус Кляйнфельд, бывший гендиректор Alcoa и Siemens. Но теперь от участия в этом проекте, пока не прояснится судьба Хашогги, отказались экс-министр энергетики США Эрнест Мониц, Дэн Докторофф из принадлежащей Alphabet компании Sidewalk Labs, инвестор Сэм Олтман и бывший еврокомиссар по цифровой политике Нели Крус, пишет The Wall Street Journal (WSJ).

11 октября британский предприниматель Ричард Брэнсон заявил, что на время расследования приостановит переговоры с саудовским суверенным фондом Public Investment Fund (PIF) об инвестициях на $1 млрд в его компании Virgin Orbit и Virgin Galactic. Также Брэнсон отказался от участия в туристических проектах на берегу Красного моря. Если убийство или похищение Хашокджи «окажется правдой, это несомненно повлияет на возможность Запада вести бизнес с саудовским правительством», приводит слова Брэнсона Financial Times (FT).

Под угрозой оказалось проведение в Саудовской Аравии с 23 по 25 октября деловой конференции Future Investment Initiative, которую еще называют «Давосом в пустыне». В последние дни стало известно, что многие известные бизнесмены и официальные лица не поедут туда. Среди них гендиректор Uber Дара Хосровшахи, президент Всемирного банка Джим Ён Ким, гендиректор банка JPMorgan Chase Джемс Даймон, председатель совета директоров Ford Motor Билл Форд, а также руководители крупнейшей в мире управляющей компании BlackRock Лоуренс Финк и фонда прямых инвестиций Blackstone Стивен Шварцман. Кроме того, FT, Bloomberg, CNBC и The New York Times отказались быть медиапартнерами конференции.

Пока ожидается, что на конференцию приедут министр финансов США Стивен Мнучин и гендиректор Credit Suisse Тиджан Тиам, пишет WSJ.

Авторитарная модернизация

Некоторые анонсированные Мухаммадом ибн Салманом изменения действительно произошли. Так, в этом году женщины получили право водить автомобили, и впервые за 30 лет открылись кинотеатры. Но с собственно экономическими планами возникли проблемы. Листинг Saudi Aramco отложен на неопределенный срок – цены на нефть снова высоки, а многие влиятельные люди во власти и руководстве компании не хотят пускать в капитал частных инвесторов и опасаются, что публичный статус компании породит многочисленные проблемы – так, против нее можно будет подавать иски. Кроме того, консультантам не удается построить сделку так, чтобы получить для Saudi Aramco капитализацию в $2 трлн, на которую надеялся принц Салман.

Ряд шагов Эр-Рияда вызвали беспокойство у иностранных инвесторов. В ноябре 2017 г. власти арестовали сотни местных бизнесменов и чиновников, в том числе принцев, объяснив это борьбой с коррупцией. Их удерживали в отеле Ritz-Carlton в Эр-Рияде, и большинство вышли на свободу после того, как согласились заплатить в общей сложности более $100 млрд. Летом 2018 г. у Саудовской Аравии испортились отношения с Канадой, которая раскритиковала ее за аресты активистов, борющихся за права женщин и гражданские свободы.

Сейчас власти Турции утверждают, что у них есть аудио- и видеозаписи, доказывающие убийство журналиста Джамаля Хашогги в саудовском консульстве в Стамбуле, писала WSJ со ссылкой на свои источники 11 октября. По их словам, турецкие власти советовались с Вашингтоном, где и когда их представить. Также следователи поделились аудиозаписями с руководителями турецких СМИ, рассказал один из людей, знакомых с ситуацией. Позже турецкая газета Sabah сообщила, что предполагаемые пытки и убийство Хашогги записались на его часы Apple Watch, синхронизированные с его iPhone, который Хашогги оставил у своей невесты за пределами консульства.

Но не все верят в эту версию; некоторые эксперты считают, что Турция попросту прослушивает консульство Саудовской Аравии, пишет CNN. Кроме того, Sabah написала, что после смерти Хашогги саудовцы пытались разблокировать Apple Watch с помощью его отпечатка пальца, хотя на самом деле у часов нет такой функции.

Отношения с США и нефть

Скандал с пропажей Хашогги привел к обострению отношений Саудовской Аравии с ее важным союзником – США. В телеинтервью CBS News в субботу президент Дональд Трамп пообещал «жестко наказать» Эр-Рияд, если подозрения по поводу исчезновения журналиста окажутся правдой. Саудовская Аравия пригрозила в ответ принять жесткие контрмеры, используя свою экономическую мощь.

Сенаторы от обеих партий уже начали расследование по этому поводу в соответствии с актом Магнитского. Если Саудовская Аравия будет признана виновной, Вашингтон должен будет ввести против нее санкции. Некоторые конгрессмены предложили даже прекратить продажу оружия Эр-Рияду. Но Трамп отказался разрывать эти контракты стоимостью более $100 млрд, чтобы не ставить под угрозу рабочие места в США.

«Это самый сильный удар по отношениям между Саудовской Аравией и США после терактов 11 сентября», – приводит WSJ слова бывшего сотрудника госдепартамента.

Саудовская Аравия не уточнила, какие меры может использовать против США, но под своей «существенной ролью в мировой экономике» она наверняка имеет в виду то, что является крупнейшим в мире экспортером нефти. Это создает новую неопределенность на нефтяном рынке, отметили аналитики Commerzbank. Поэтому угроза Саудовской Аравии привела к росту цен на нефть Brent в понедельник утром примерно на 1% до $81,11 за баррель. Но к 17.20 мск они снизились до $80.

«Заявление [саудовцев] было очень сильным, что весьма необычно, – говорит руководитель Black Gold Investment Гэри Росс (цитата по FT). – Саудовцы исторически старались не смешивать политику с экономикой, но сейчас пытаются напомнить миру о своей силе».