Как режим Мадуро распродает венесуэльское золото

Слитки времен Второй мировой войны, российский самолет и отключение электричества в центробанке
Carlos Becerra / Bloomberg via Getty Images

В начале марта российский самолет доставил из Венесуэлы в Восточную Африку минимум 7,4 т золота стоимостью более $300 млн. Об этом The Wall Street Journal рассказали официальные лица в Венесуэле и Уганде и другие знакомые с обстоятельствами дела люди. По мнению венесуэльской оппозиции, это может быть частью схемы, которую использует режим президента Николаса Мадуро, чтобы найти финансирование в обход санкций США и как можно дольше остаться у власти.

Тайные поставки

Золото прибыло в угандийский международный аэропорт Энтеббе утром 2 марта на самолете Boeing 777 российского чартерного перевозчика Nordwind Airlines, сообщил WSJ представитель национальной полиции Уганды Фред Энанга. По данным сайта Flightradar24, 13 часами ранее этот самолет вылетел из Каракаса. В тот же день, 2 марта, самолет отправился в Танзанию, а 3 марта вернулся в Каракас. На следующий день он снова вылетел из Венесуэлы и прибыл в Энтеббе.

В Nordwind не ответили на запросы WSJ о комментарии.

Ранее СМИ уже писали, что компания может быть причастна к вывозу золота из Венесуэлы. В январе депутат подконтрольной оппозиции национальной ассамблеи Хосе Герра заявил, что самолет Nordwind прилетел в Каракас, чтобы вывезти 20 т золота из запасов центробанка. Как писала «Новая газета», самолет без пассажиров вылетел из Москвы. Представитель Nordwind тогда отказался сообщить Bloomberg цель рейса. Российские власти заявили, что ничего не знают о самолете, а председатель ЦБ Эльвира Набиуллина отметила, что Россия не хранит на своей территории золотой запас Венесуэлы.

По словам одного из свидетелей, на борту прилетевшего в Уганду самолета Nordwind не было пассажиров, а груз встречали полицейские и сотрудники частной охранной службы. Работники аэропорта достали упакованный в картон груз, стандартные таможенные процедуры он не прошел, рассказал Энанга из полиции Уганды. Вместо этого охранники доставили груз в здание компании African Gold Refinery (AGR), находящееся в менее чем 500 м от аэропорта. В картонных коробках было 3,8 т золота, утверждает Энанга. Однако к тому моменту как полиция получила информацию о необычно крупной поставке и 7 марта провела обыск в AGR, золото уже было отправлено через страны Ближнего Востока в Турцию, утверждает он.

Но полиции удалось конфисковать другие 3,6 т золота, прибывшие вторым рейсом Nordwind. В сопроводительных документах было указано, что на борту самолета находятся слитки центробанка Венесуэлы, утверждает офицер полиции, видевший документы и слитки. Однако штампы на некоторых слитках были частично стерты, словно кто-то пытался скрыть их происхождение, а в документах было указано, что это слитки 1940-х гг. По словам человека, близкого к центробанку Венесуэлы, это наверняка действительно так: во время Второй мировой войны США расплачивались золотом за венесуэльскую нефть.

Куда потом делось золото

AGR была основана в 2014 г. бельгийским бизнесменом Аленом Гетцем. Генеральный менеджер AGR Черри Анна Дакдак отрицает, что компания работает с контрабандными поставками. По ее словам, 26 марта руководство AGR решило не работать с золотом из Венесуэлы. Она отказалась комментировать поставки, о которых стало известно WSJ, но утверждает, что полиция никогда не проводила обыски и не конфисковывала золото у компании.

AGR по-видимому покровительствует президент Уганды Йовери Мусевени, пришла к выводу WSJ, ознакомившись с судебными и другими документами. Генпрокурор Уильям Бяруханга 26 марта распорядился, чтобы полиция вернула золото AGR. Она сделала это, подтвердил Энанга. Как было сказано в письме прокурора, копию которого видела WSJ, такой приказ ему накануне дал президент: «AGR даны инструкции прекратить отныне импортировать золото из Венесуэлы до дальнейшего распоряжения [ввиду санкций США]». Вашингтон, узнав о поставках, стал оказывать давление на Уганду и AGR, говорит человек, знакомый с этими действиями американской администрации.

Что затем стало с этим золотом, неизвестно. В марте 2 т золота были выставлены на продажу в Турции с большим дисконтом, рассказали WSJ знакомые с ситуацией люди. В таможенных документах было указано, что оно из центробанка Венесуэлы, найти покупателя не удалось. Затем цена была снижена еще больше, но неясно, купил ли кто-либо это золото. Гетц отрицает, что пытался продать золото в Турции.

Золотая жила Мадуро

Венесуэла уже не один год переживает тяжелейший экономический кризис. В январе Мадуро вступил в должность президента на второй срок, победив на выборах, которые оппозиция и международные наблюдатели называют сфальсифицированными. После этого председатель национальной ассамблеи Хуан Гуайдо объявил себя президентом Венесуэлы, и около 50 государств, включая США, признали его лидером страны. Но Россия, Китай, Турция, Куба и некоторые другие страны по-прежнему поддерживают Мадуро. Вашингтон ввел санкции против госкомпании PDVSA – экспорт ее нефти обеспечивал 95% притока твердой валюты в страну. Поэтому продажа золота стала одним из последних источников финансирования для режима Мадуро. С конца 2017 г. по 1 февраля 2019 г. центробанк Венесуэлы продал компаниям из ОАЭ и Турции минимум 73,3 т золота стоимостью около $3 млрд, объявила в феврале национальная ассамблея.

Турция начала активно покупать золото у Венесуэлы в прошлом году, сообщал в феврале Bloomberg. Закупки осуществляет стамбульская фирма Sardes, зарегистрированная в конце 2017 г. вскоре после встречи Мадуро с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. До введения в ноябре 2018 г. санкций США, запрещающих импорт венесуэльского золота, Sardes приобрела его на $900 млн.

Несмотря на санкции США, режиму Мадуро удалось тайно продать за границу несколько десятков тонн золота, рассказали WSJ оппозиционеры и человек, которому известно о размере золотых запасов центробанка. По их словам, золото вывозилось, когда центробанк неделями оставался без света и воды. «Чтобы удержаться на плаву, режим продает все, что имеет хоть какую-то ценность», – приводит издание слова депутата национальной ассамблеи Анхеля Альварадо.

Источники Reuters подтверждают, что в феврале и апреле при похожих обстоятельствах из хранилищ центробанка было изъято по восемь тонн золота для продажи за границу. По их словам, из-за отключений электричества и нехватки воды в центробанке не было постоянной охраны, а из сотрудников там находились только высокопоставленные чиновники. К началу апреля его резервы сократились примерно со 130 т до 100 т золота, сообщало агентство. Такими темпами запасы золота могут закончиться к концу года.

К части золота Каракас не может получить доступ. Зарубежные банки конфискуют металл, предоставленный им ранее в качестве залога по кредитам. Каракас не платит по этим долгам, поэтому в марте Citigroup решил конфисковать и продать золото, выступавшее обеспечением по кредиту на $1,6 млрд, в июне аналогичным образом поступил Deutsche Bank.