Орешкин: «Я думал, в ЦБ лучше с макроэкономикой»

По его словам, источником роста экономики должны быть инвестиции, а не потребление
Сергей Савостьянов/ТАСС

Сегодня, 28 июня, Центробанк выпустил доклад о причинах и рисках ускоренного роста потребительского кредитования. В нем говорится, что потребкредитование в существенной степени помогло росту российской экономики и без него рост ВВП в I квартале 2019 г. был бы нулевым. Министр экономического развития Максим Орешкин в ответ на это написал на своей странице в Facebook: «Я думал, в ЦБ лучше с макроэкономикой».

О чем говорится в докладе ЦБ

Рост необеспеченных потребительских кредитов – одна из важнейших тенденций в банковском секторе. Задолженность по ним на 1 мая 2019 г. составила 7,9 трлн руб. За год она выросла на 25,3%. По предварительным данным, на 1 июня 2019 г. темпы роста задолженности по потребкредитам немного снизятся – до 25,1%.

Долговая нагрузка пока не оказывает существенного негативного влияния на доходы россиян, но ее дальнейший рост может нести риски для благосостояния граждан, считают в ЦБ. Более того, до настоящего времени потребкредитование способствовало росту потребления и ВВП в России, и замедление роста кредитования приведет к снижению его вклада в рост экономики в краткосрочном периоде. При этом регулятор отмечает, что в долгосрочном периоде это будет способствовать большей устойчивости банковского сектора, что приведет к более устойчивым темпам экономического роста в долгосрочном периоде.

Позиция Орешкина

«Интересная получается логика: чем сильнее загоним население в долговую яму, тем лучше», – прокомментировал Орешкин доклад ЦБ. Он отметил, что задачей регулятора является поддержка уровня совокупного спроса для стабильной инфляции. По словам министра, при существующем уровне спроса основной драйвер экономического роста – это инвестиции, а не потребление.

Орешкин также призвал ЦБ не искать оправдания высоким темпам роста потребкредитования, а думать о решении сложившейся проблемы.

Предыстория конфликта

Представители ЦБ и правительства давно говорят об опасности роста потребительского кредитования. В мае первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин заявил, что это «объективный процесс, не нужно его запрещать», но настораживает его скорость: это может оказаться ловушкой и для населения, и для банков. Регулятор пытается затормозить выдачу розничных кредитов путем повышения надбавок к коэффициентам риска в зависимости от стоимости кредита. Однако, признавал Тулин, пока меры ЦБ по охлаждению рынка потребительского кредитования не привели к заметному сокращению годовых темпов роста.

На Петербургском международном экономическом форуме Орешкин назвал неконтролируемый рост потребкредитования одним из основных рисков для российской экономики. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина с ним не согласилась. По ее словам, темпы роста потребкредитования не выше ипотечного, поэтому ситуация не является критической и не несет рисков для экономики страны. Набиуллина считает, что необходимо думать о том, как увеличить темпы роста доходов и решить проблемы рынка труда.

О рисках роста потребительского кредитования также говорил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов: это негативно сказывается на реальных располагаемых доходах населения. Президент – председатель правления ВТБ Андрей Костин тоже увидел сигналы, свидетельствующие о перегреве рынка потребительского кредитования в России.

В июне обеспокоенность по поводу закредитованности населения впервые выразил президент России Владимир Путин. Он призвал ЦБ обратить на это внимание, подчеркнув, что «нам не нужно надувать в экономике этих пузырей».