У бюджета обнаружились непредвиденные доходы

В прошлом году казна получила 52 вида незапланированных доходов, выяснила Счетная палата
В Счетной палате полагают, что причиной отклонений от прогнозных показателей стало недостаточно качественное планирование /Максим Стулов / Ведомости

Объем реально поступающих доходов в федеральный бюджет существенно расходится с прогнозными показателями, прописанными в законе о бюджете, выяснили специалисты Счетной палаты. Об этом свидетельствуют как поступления в течение финансового года не учтенных в прогнозе доходов, так и существенные объемы недоисполнения или перевыполнения установленных прогнозных значений, отмечается в заключении Счетной палаты (СП) о результатах проверки исполнения федерального бюджета за 2019 г.

«В федеральный бюджет в 2019 г. поступило 52 вида доходов, не учтенных в прогнозе, на общую сумму 11,2 млрд руб. и не поступило 15 видов доходов, учтенных в прогнозе, на общую сумму 1,4 млрд руб.», – сообщили «Ведомостям» в СП. Представители ведомства уточняют, что в 2019 г. по 35 главным администраторам доходов федерального бюджета (из 85) отклонения от прогноза исполнения по доходам составили более целевого показателя в 15%: от недоисполнения на 88,3% и до перевыполнения в 4 раза. «Все ведомства перевыполнили план по доходам, – подчеркивается в отчете Счетной палаты. – Минэкономразвития превысило прогноз на 23,6%, исполнив доходы в сумме 2,4 млрд руб.

Почти 99% составили поступления от возврата остатков субсидий юрлиц и межбюджетных трансфертов. Минфин перевыполнил план по доходам на 11,4% (393,4 млрд руб.). Причем министерство в утвержденном перечне не указало семь источников доходов, что не соответствует установленным правилам». Перевыполнение показателей в основном было связано с получением дополнительных доходов от использования имущества, штрафов, платы за госуслуги, с возвратом в казну неосвоенных остатков межбюджетных трансфертов. Лидером по возвратам в прошлом году стало Минвостокразвития, которое в 4 раза превысило прогнозные показатели по доходам в бюджет.

Основными причинами недоисполнения доходов стали неполные возвраты в бюджет начисленных в предыдущие годы штрафов и остатков не использованных ранее субсидий и межбюджетных трансфертов. Больше всех недоплатил бюджету Минкавказ, который исполнил прогноз лишь на 88,3%, так как не вернул бюджету остатки субсидий, субвенций и трансфертов, не освоенные в предыдущие годы. Тем не менее поступление доходов федерального бюджета за 2019 г. превысило прогнозируемый общий объем доходов на 218,5 млрд руб.

В Счетной палате полагают, что причиной отклонений от прогнозных показателей стало недостаточно качественное планирование. По многим доходам – от аренды или продажи госимущества до предоставления платных госуслуг – прогнозируются некие усредненные показатели, которые часто сильно расходятся с фактическими. «Доработка методик прогнозирования и улучшение качества администрирования доходов (министерствами) должны привести к повышению качества прогнозирования доходов федерального бюджета: снижению объема не учтенных в прогнозе доходов и объемов недоисполнения или перевыполнения установленных прогнозных значений», – утверждают в ведомстве.

Член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов считает, что причина неточного планирования в его большой отдаленности от момента реализации. «В основу формирования федерального бюджета ложатся трехлетние прогнозы Минэкономразвития, и учесть в таких прогнозах все доходы и их точный размер просто нереально, – отмечает он. – Доходы, не учтенные в прогнозе, как правило, формируются за счет обстоятельств, которые могут не подпадать под контроль, – это могут быть переходящие средства из прошлого отчетного периода. В качестве примера можно привести реорганизацию Минобрнауки на два новых ведомства, которая была проведена с заметной задержкой – вместо полного разделения их балансов до конца 2018 г. она была закрыта по факту уже в 2020 г., что оказало большое влияние на исполнение бюджета».

«По факту можно более-менее точно спрогнозировать только 70% всех доходов, – соглашается старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. – Отдельные статьи пополнения бюджета основаны на ожиданиях от продажи тех или иных объектов в регионах, а здесь что-то прогнозировать очень сложно – как по цене, так и по возможности самой продажи. Есть проблемы с поступлением бюджетных средств в рамках целевых программ и возвратом не израсходованных вовремя финансов – эти деньги или зависают в межрегиональном пространстве и «теряются» бюджетом, или поступают как неидентифицированные. Неповоротливая государственная машина не в состоянии быстро реагировать на денежные потоки – если бы она была более мобильной, проблемы идентификации не возникало бы».

Следствием непредсказуемых доходов, по мнению Бодровой, становятся очень скромные расходы. «В отличие от доходов расходы можно предусмотреть от и до, и их необходимо реализовать, – отмечает эксперт. – Невнятная перспектива с доходами ставит часть расходов под вопрос, а это может влиять на реализацию целевых программ или развитие экономики в целом».

Для того чтобы сделать работу по прогнозированию расходов более четкой, нужно сужать сроки отчетов по финансированию и на месте проверять источники поступления средств, считает Бодрова. «Кроме того, очень важно перезапустить этот механизм в регионах, потому что все сбои идут именно оттуда. Это задача очень масштабная», – заключает эксперт.

В Минфине России в ответе на запрос «Ведомостей» отметили, что поступление доходов, администрируемых Минфином России, за 2019 г. составило 393,4 млрд руб., что на 40,2 млрд руб. (на 11,4%) больше суммы, предусмотренной в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.». «Превышение прогноза произошло в основном за счет роста поступления доходов от управления средствами ФНБ в результате увеличения объемов размещаемых средств и роста доходности их размещения на счетах в Банке России», – пояснила пресс-служба Министерства финансов.