Власти пока не нашли 48 млрд рублей на строительство моста через Лену

Хотя мост остро необходим и чиновники заявляли об ускорении стройки
Maxim Shemetov / Reuters

В феврале 2020 г. Якутия заключила концессионное соглашение сроком на 25 лет о строительстве моста через Лену с «Восьмой концессионной компанией» (66,6% принадлежит группе ВИС, 33,4% – компании «РТ – развитие бизнеса», входящей в «Ростех»). Оценочная стоимость строительства – 83,3 млрд руб., из которых 29 млрд руб. привлекает концессионер (эти деньги будут постепенно возвращаться из республиканского бюджета с доходностью), 6,4 млрд руб. должна предоставить Якутия, а 47,9 млрд руб. – федеральный бюджет. С этой частью финансирования, как выяснили «Ведомости», как раз и возникла проблема.

В середине июля вице-премьер Марат Хуснуллин после встречи с главой Якутии Айсеном Николаевым поручил правительству республики и Минтрансу проработать вопрос об ускорении строительства моста, чтобы сдать его в 2024 г. вместо 2025 г., как запланировано. Однако вопрос, выделять ли из федерального бюджета средства на эту стройку, в правительстве пока не решен, рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник, участвовавший в обсуждении проекта, и два участника совещаний на эту тему.

Якутия, заключая соглашение, фактически пообещала федеральное финансирование концессионеру до принятия соответствующего решения правительством, Минтранс не участвовал в подписании соглашения и в выборе инвестора, объясняет один из собеседников. И не факт, что решение о выделении средств из федерального бюджета будет положительным, говорят собеседники «Ведомостей»: Минтранс не хочет перераспределять на мост средства из других своих проектов и поддержит его строительство только при условии выделения на него дополнительного финансирования, а Минфин в деньгах отказывает. Но даже если федеральные средства будут предусмотрены, до концессионера, как показывает практика региональных концессий, они дойдут примерно через полгода.

Якутск и другие населенные пункты республики (совокупно в них проживает около 600 000 человек) связаны с остальной Россией паромной переправой, а зимой автомобили добираются до федеральных трасс по замерзшей Лене. Но пять месяцев в году – когда лед слишком тонкий для машин и не позволяет ходить парому – столица республики связана с остальной страной только авиасообщением. На ледовых переправах через Лену каждый год тонут и замерзают автомобилисты. Только за холодный сезон 2019–2020 гг. погибло семь человек, включая ребенка, говорит представитель республиканского ГУ МЧС. Не полностью безопасна и паромная переправа: в прошлом году произошло столкновение теплохода с паромом. Да и мест на пароме недостаточно, возникают очереди из автомобилей и конфликты между их владельцами. Отсутствие моста через Лену также влияет на возможность доставки грузов, что увеличивает стоимость продуктов и других потребительских товаров.

«Платон» не поможет

Ранее региональные инфраструктурные проекты софинансировались средствами, собранными системой «Платон». В их числе – четвертый мост в Новосибирске, обход Хабаровска. Теперь средства «Платона» не расходуются на новые стройки, а уходят в общий котел работ федерального дорожного фонда и направляются на ремонт существующих дорог. Однако российские регионы подписали несколько крупных концессий в расчете на эти средства: например, соглашение о строительства дублера МКАД – трассы Бутово – Железнодорожный с ГК «Регион», моста через Калининградский залив – с группой ВИС. Оба этих проекта также не были внесены в государственные программы. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов сообщил «Ведомостям», что регион тоже ожидает федеральных трансфертов на реализацию проекта, а пока планирует «тянуть проект на свои деньги». Правительство Московской области направило пакет документов в Росавтодор для оценки возможности выделить на него трансферты из федерального бюджета, говорит представитель Минтранса Мосбласти.

«Восьмая концессионная компания» уже ведет проектно-изыскательские работы, а начать само строительство по соглашению должна весной 2021 г. Сразу после старта строительства концессионеру должен начать выплачиваться капитальный грант, решение о выделении которого ВИС ожидала в первом полугодии 2020 г., говорят собеседники «Ведомостей».

В августе правительство Якутии направило в подведомственный Минтрансу Росавтодор заявку о предоставлении трансфертов на 47,9 млрд руб., говорит представитель Росавтодора. Но Росавтодору необходимо самостоятельно оценить проект – только после этого он будет вынесен на правительственную комиссию по транспорту. Дата заседания комиссии не назначена, решение может быть принято в октябре, ожидают собеседники «Ведомостей».

Сейчас финансирование моста не предусмотрено федеральными программами, сообщил «Ведомостям» представитель Хуснуллина на вопрос о поддержке проекта. Проект находится в листе ожидания комплексного плана развития и модернизации инфраструктуры (КПМИ), обсуждать способы и объемы федеральной поддержки преждевременно, а они необходимы с учетом значимости и масштабов проекта, говорит представитель Минтранса. Представитель Минфина на запрос «Ведомостей» не ответил.

Всего по госпрограмме «Развитие транспортной системы» федеральный бюджет тратит около 1 трлн руб. в год. Именно для улучшения связанности территорий у правительства есть специальный инструмент – КПМИ, по которому до 2024 г. будут распределены 3 трлн руб. средств федерального бюджета. Но мост через Лену пока в планах не стоит.

Власти Якутии уже предлагают альтернативные варианты господдержки на случай, если в бюджете денег на мост не найдется, – например, профинансировать стройку за счет выпуска инфраструктурных облигаций, говорят источники «Ведомостей» и подтверждают представители Росавтодора и Минтранса. Но чтобы облигации «Восьмой концессионной компании» оказались востребованными, ей надо прежде получить рейтинг в рейтинговых агентствах и госгарантию – это приведет к удлинению сроков реализации и удорожанию проекта. Якутия предлагает и другой вариант – привлечь средства за счет выпуска ОФЗ. Пока выпуск облигаций финансовой моделью проекта не предусмотрен, говорит представитель Минтранса.

Для своевременной реализации проекта необходимо именно прямое федеральное финансирование в форме капитального гранта, говорит министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев. Без федеральных денег есть риск, что проект вновь будет отложен на неопределенный срок, рассказывают собеседники «Ведомостей». «По соглашению, если в течение 60 дней после начала строительства концессионер не начнет получать капитальный грант, он имеет право остановить стройку и расторгнуть соглашение, а Якутия обязана будет возместить ему все понесенные расходы. Этот риск лежит на республике», – говорит руководитель практики ГЧП Dentons Владимир Килинкаров. Концессионер может согласиться не разрывать соглашение и ждать федеральных денег, добавляет Килинкаров. Представитель ВИС говорит, что рассчитывает на реализацию проекта, представитель «Ростеха» не ответил на запрос «Ведомостей».

Строительство моста через Лену уже срывалось в 2014 г. – тогда был определен концессионер, предусмотрены средства федерального бюджета, но они в последний момент были перенаправлены на строительство Крымского моста. С тех пор оценочная стоимость стройки выросла, и от совмещенного автомобильного и железнодорожного моста, как предполагалось ранее, теперь отказались – 83,3 млрд руб. хватит только на автомобильный мост длиной 3,1 км и 11 км дороги к нему. Хотя Счетная палата рекомендовала строить именно совмещенный мост, чтобы, продлив железнодорожную линию до Якутска, эффективно использовать новую железную дорогу Томмот – Нижний Бестях.